Нынешней зимой петербургский Уполномоченный продолжает осматривать пункты обогрева для бездомных, организованные районными администрациями. Особое внимание Светлана Агапитова уделила тем местам, где в прошлом году было не все благополучно с организацией этой низкопороговой помощи. Как показали объезды, некоторые районы конструктивно восприняли замечания Уполномоченного и существенно модернизировали места обогрева. Но, к сожалению, правильные выводы сделали далеко не все. Например, Калининский и Фрунзенский районы стабильны в своей нечуткости к бездомным людям…
Декоративный «обогрев»
Рассказывая о пункте обогрева в Калининском районе, сложно не вспомнить метафору «Потемкинские деревни». Интересно, что прошлой зимой он значился в списке «Центра учета и социального обслуживания граждан РФ без определенного места жительства», но в действительности отсутствовал. Перед началом нынешнего сезона холодов его уже не было в перечне. Однако в начале года на сайте районной администрации появилась добрая весть о том, что пункт открыт и ожидает бездомных, нуждающихся в обогреве. Движимая желанием оценить новое место, туда отправилась Светлана Агапитова.
В указанном месте около дома ночного пребывания, действительно появилась палатка и пластиковая кабинка туалета рядом. Только вот погреться петербургскому Уполномоченному не удалось, поскольку температура внутри была такой же, как и на улице. Хотя было уже 20:30, то есть уже полчаса, как пункт обогрева открылся и ждал бездомных. Осматривать внутренне обустройство пришлось с фонариком. Провода тянулись к палатке, но электричества там не было. Дежурный сказал, что «нужно что-то включить», но выполнить это намерение не смог. То ли не нашел это «что-то», то ли оно не сработало…
То есть формально, вроде бы все имелось в наличии. И палатка, и столик со стульями, и туристические коврики на полу, чтобы расположиться на ночлег. И даже электрический тепловентилятор, который, ясное дело, не работал по причине отсутствия напряжения в сети. Неудивительно, что желающих «погреться» внутри не было. Остаться на ночлег в этой палатке отважился бы разве что белый медведь.
Дежурный объяснил непопулярность места тем, что оно еще новое, не известное и, что называется – «не раскрученное». Заключение вполне резонное, но есть большой риск, что оно и останется невостребованным при такой организации. Допустим, что какой-то изрядно озябший бездомный все же добредет до этого пункта и найдется наконец то самое «что-то», от чего в палатке появится электричество, и заработает тепловентилятор. Но до того, как температура там станет пригодной для того, чтобы погреться пройдет немало времени… В общем, шансы на то, что столь ненавязчивая услуга будет пользоваться спросом – минимальны.
Хорошо сидим?
В пункте обогрева Фрунзенского района перемен практически нет. Здесь по-прежнему практикуется «сидячий сон». Только стулья меняются местами. И с этого года на пол стали стелить картонки от коробок, чтобы все же была возможность прилечь. Но зато там, в отличии от палатки Калининского района, очень тепло. Был и один посетитель. Он здесь завсегдатай. Собственно, согласно журналу учета, за весь холодный период тут побывало от силы человек пять, но не по разу – то сменяя друг друга, а то и в сочетаниях даже по трое.
Светлана Агапитова побеседовала с бездомным человеком, который охотно рассказал о себе. Здесь его все вполне устраивает – район привычный, есть где подработать, а ехать в какой-то другой пункт обогрева не хочется. Спать на полу, конечно, не очень удобно, но лучше, чем на улице или в подъезде. На сегодняшний день он уже почти закончил оформление документов, которые позволят через несколько дней выйти на работать на стройку, а там обещали поселить в общежитие.
«Хочется верить, что администрация Калининского района доведет «до ума» свой пункт обогрева, - говорит Светлана Агапитова. – Сама по себе палатка – не критично. Есть опыт, например, Невского района, где в палатке рядом с домом ночного пребывания не только тепло, но есть раскладушки и тем, кто ночует часто даже выдают постельное белье.
А вот Фрунзенскому району уже давно пора что-то предпринять в смысле улучшения. Существующая нормативная база, конечно, не требует обязательного наличия спального места, но должно быть какое-то элементарное понимание и человеческое отношение к бездомным людям. Уж завести хотя бы элементарную раскладушку – не такая большая проблема. Думаю, даже если обратиться к жителям окрестных домов, найдутся те, кто окажет помощь в качестве благотворительности».