Ветеран Великой Отечественной войны Валерий Николаевич С. решил воспользоваться услугой «социального такси» для возвращения домой из пригородного санатория «Северная Ривьера», в котором отдыхал вместе с женой. Однако названная оператором стоимость поездки, даже с учетом оплаты государством половины, оказалась не по карману пожилым людям, и значительно превышала расценки известных коммерческих перевозчиков. Тогда супруги обратились в службу такси, которая активно рекламировала пятидесятипроцентную скидку для ветеранов. Но и тут их ждало разочарование - к назначенному времени автомобиль не приехал. После часового ожидания Валерий Николаевич вновь связался с диспетчером, который сообщил, что причины невыполнения заказа ему неизвестны, а других свободных машин нет. Пенсионеры были вынуждены поздним холодным вечером с большим количеством вещей добираться до дома на трех видах общественного транспорта. Такая «забота» государства и социально ответственного бизнеса о ветеранах потрясла Валерия Николаевича, и он пожаловался своему муниципальному депутату, который обратился за содействием к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Александру Шишлову.
В обращении к омбудсмену отмечается, что в «Северную Ривьеру» ветеран с женой приехали из дома на «социальном такси» (мера социальной поддержки в виде специального транспортного обслуживания, предоставляемая отдельным категориям граждан в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга), потратив чуть более пятисот рублей. Обратно хотели возвращаться тем же способом. Накануне отъезда позвонили, чтобы сделать заказ, и узнали, что стоимость возросла в три раза – 1500 рублей. Валерий Николаевич был в недоумении: почему вернуться домой из санатория настолько дороже, чем приехать сюда? Диспетчер ответил, что произошла ошибка, и стоимость той поездки посчитали неправильно.
Пенсионер вспомнил о рекламе одной известной в городе службы такси с предложением пятидесятипроцентной скидки для ветеранов Великой Отечественной войны. По телефону ему подтвердили, что скидка действует при предъявлении удостоверения, и стоимость поездки с ее учетом составит 650 рублей. Супруги сделали заказ на 19.30, но ни к назначенному времени, ни позже такси не приехало. В службе вызова объяснять пожилым людям причину и помогать делать повторный заказ не стали. Лишь поздно вечером, уставшие и замерзшие, с тяжелыми вещами пенсионеры вернулись домой на трех видах общественного транспорта. А с утра Валерий Николаевич решил написать об их злоключениях. Ведь не должно быть так, чтобы такси с определением «социальное» стоило дороже коммерческого, а бизнес, заявляющий о своей социальной ответственности, не выполнял свои обещания.
Специалисты аппарата Уполномоченного изучили обстоятельства, изложенные ветераном. Особенно их удивила стоимость поездки на «социальном такси». Ведь с учетом оплаты половины стоимости поездки, полная ее цена должна была составить три тысячи рублей. Представители омбудсмена сделали пробные заказы по тому же маршруту у наиболее известных коммерческих агрегаторов такси. Стоимость поездки в автомобиле эконом-класса не превысила 1500 рублей.
Возникает вопрос – почему цена отличается вдвое? Если гражданин, относящийся к льготной категории, фактически оплачивает поездку по коммерческой цене, за что такую же сумму отдает государство? Да, предприятия-поставщики проходят квалификационный отбор, чтобы доказать свое соответствие требованиям, предъявляемым к специальному транспортному обслуживанию. Но почему при этом так вырастает цена услуги? Ведь в данной ситуации речь идет не о специально оборудованном автомобиле для поездки, например, инвалида-опорника с транспортировкой коляски. Нет, самый обычный эконом-класс, чтобы пожилые люди могли доехать с вещами до дома.
Запрос о порядке формирования нормативов оплаты транспортных услуг, оказываемых поставщиками за счет средств Санкт-Петербурга, Александр Шишлов адресовал Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга. Омбудсмен также обратился к генеральному директору компании-агрегатора такси, услугами которой не смог воспользоваться ветеран, предложив провести проверку по данному инциденту и принять меры по недопущению подобных ситуаций в будущем.