Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Совершенствование психиатрической помощи: внебольничные формы, лечебные мастерские и служба защиты прав пациентов

27 июня 2023

С Городской психиатрической больницей № 3 имени Скворцова-Степанова петербургский Уполномоченный хорошо знакома и бывала в ней не раз. Ранее тут было подростковое отделение, и Светлана Агапитова посещала своих подопечных, как «детский» правозащитник. А чуть более года назад выезжала в стационар по жалобе, поступившей в электронную приемную Уполномоченного по правам человека.

Нынешний визит связан не столько с работой самой клиники, сколько с системой оказания психиатрической помощи в нашем городе, поскольку главный врач Александр Софронов также является и Главным внештатным психиатром нашего города. Посещая медицинские учреждения этого профиля, Светлана Агапитова подготовила некоторые предложения, которые могли бы улучшить качество оказания помощи и повысить защищенность пациентов. Обсудить их петербургский Уполномоченный предложила Александру Софронову и его коллегам.

От стационаров к диспансерам

Специалисты к встрече подготовились серьезно и даже проиллюстрировали свой рассказ презентацией. Александр Софронов отметил, что по своей специфике психиатрическая помощь близка к клиникам сестринского ухода. По мнению специалиста, сама система ее оказания нуждается в постепенном реформировании. Основная цель – создать оптимальные условия для пациентов. Для этого необходимо развивать внебольничные формы психиатрической помощи. При этом темпы их появления должны существенно опережать сокращение коек в стационарах.

Существенным недостатком действующей системы Александр Софронов назвал неудобное для пациентов расположение психоневрологических диспансеров, что снижает эффективность амбулаторной помощи. При этом, потребность в ней значительная. В 2022 году было госпитализировано 22 615 граждан с психическими расстройствами, а вне стационара получали помощь 123 176 человек.

Кроме того, по мнению Главного внештатного психиатра необходимо работать над увеличением эффективности использования коек в клиниках. Сейчас средняя продолжительность пребывания пациента варьируется (в зависимости от больницы): от 46-56 дней до 70-100.

Служба защиты прав пациентов

Кроме того, Александр Софронов считает, что в масштабах государства необходима национальная программа, направленная на совершенствование психиатрической помощи. Помимо мониторинга она должна быть направлена на обеспечение равных возможностей и защиту прав граждан с нарушением психического здоровья. Также в ней нужно задать векторы развития внебольничных форм, расширения первичного звена системы, повышения эффективности управления.

Светлана Агапитова согласилась с обозначенными приоритетами, но предложила не дожидаться появления нацпрограммы, а делать то, что возможно улучшить уже сейчас. Например, статья 38 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (от 02.07.1992 N 3185-1) предусматривает создание «независимой от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях».

«Давайте создадим такую службу, - предложила петербургский Уполномоченный. – Тем более, что пример уже есть – в Нижнем Новгороде. Думаю, они с удовольствием поделятся с нами опытом».

Специалисты, учувствовавшие во встрече, поддержали эту инициативу, а Александр Софронов обещал проработать этот вопрос и познакомиться с работой нижегородской службы.

Также Светлана Агапитова напомнила о Приказе Министерства здравоохранения «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» (14.10.2022 № 668н), который вступает в силу с 1 июля нынешнего года. В числе прочего, этот документ предусматривает организацию лечебно-производственных мастерских и отделений психосоциальной реабилитации при дневном стационаре. Для многих инвалидов такие подразделения являются едва ли не единственной возможностью для успешной адаптации. А в настоящее время мастерские действуют лишь в четырех диспансерах и одном стационаре.

Как выйти из интернатов тем, кто может выйти?

Поинтересовалась Светлана Агапитова и мнением Главного внештатного психиатра о возможностях выведения подопечных ПНИ из учреждения на различные формы сопровождаемого проживания. Эту проблему обозначила петербургский Уполномоченный, и сейчас ее активно прорабатывает Комитет по социальной политике, во взаимодействии с общественными организациями. Александр Софронов видит слабое место в отсутствии «научного звена», то есть качественного проведенного исследования, которое позволит разделить всех подопечных на группы по уровню нуждаемости в сопровождении. То есть понять – кому какая помощь нужна за пределами интерната, а кто не сможет жить не в стационаре. Кроме того, изучение контингента позволит понять – какие формы сопровождения нужны и сколько необходимо специалистов. Если такую работу провести, появится конкретика и процесс реформирования пойдет быстрее.

Деликатные вопросы

Обсудили и еще два непростых и связанных между собой вопроса. Не секрет, что проживающие в психоневрологических интернатах иногда жалуются Уполномоченному, на то, что их госпитализируют в психиатрический стационар в качестве меры воздействия, то есть «в воспитательных целях». Как и в других больницах, главный врач заверил Светлану Агапитову, что они принимают пациентов только по показаниям, после обследования состояния.

И все же, петербургский Уполномоченный попросила Александра Софронова, как Главного внештатного психиатра организовать ежемесячные сводки по количеству таких госпитализаций. Такая практика когда-то очень помогла Светлане Агапитовой в бытность детским правозащитником. Подопечные сиротских учреждений тоже жаловались, что за плохое поведение их отправляют в психиатрический стационар. По договоренности Уполномоченному стали предоставлять ежемесячные сведения о количестве госпитализированных из каждого учреждения. Там, где эти «показатели» были повышенные, Светлана Агапитова требовала предоставить основания. После этого количество госпитализаций заметно снизилось.

Второй вопрос был в «передержке» на время ожидания места в психоневрологическом интернате. О таких случаях Уполномоченному сообщали специалисты органов опеки некоторых муниципальных образований. Они уверяют, что в психиатрический стационар можно поместить человека, имеющего направление в ПНИ, дожидающегося пока там освободится место. Александр Софронов категорично заявил, что эта информация не соответствует действительности и, если кто-то знает о таких прецедентах – готов разбираться с каждой ситуацией отдельно. И все же, специалисты больницы поинтересовались: «А куда помещать тех, кого некуда помещать?»… Петербургский Уполномоченный и Главный внештатный психиатр договорились об обмене информацией и сотрудничестве в случае возникновения подобных ситуаций.

После обстоятельной беседы Светлана Агапитова посетила несколько отделений и поликлинику. Поэтапно в них проводят ремонтные работы. Особенность психиатрической больницы № 3 имени Скворцова-Степанова – это территория и большое количество зданий в стиле «Северный модерн», которые находятся под охраной, как архитектурные памятники. С точки зрения эстетики – это очень впечатляет, однако, для хозяйственной деятельности выливается во множество проблем. Однако, постепенно помещения старинных корпусов приобретают вполне современный вид.

«На мой взгляд – это была очень полезная встреча, - считает Светлана Агапитова. - Мне кажется, у нас с Главным психиатром Александром Софроновым есть общее понимание проблем и направлений развития системы психиатрической помощи. Наша сотрудничество в деле ее совершенствования будет полезно прежде всего пациентам. Особенно если при подготовке любых изменений, они будут оцениваться с точки зрения прав человека».


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00