Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Столы в конвойных помещениях судов – все-таки они существуют!

07 октября 2024

Продолжая объезды конвойных помещений, петербургский уполномоченный посетила Дзержинский и Смольнинский суды. Оказывается, даже в центральном районе условия работы служителей правосудия могут существенно различаться. Кроме того, в камерах Ленинского суда Светлана Агапитова обнаружила предмет быта, который давно искала…

Вследствие некоторых исторических событий в Санкт-Петербурге есть Центральный район, но нет одноименного судебного подразделения. Зато есть целых три суда: Дзержинский, Ленинский и Куйбышевский. Именно так назвались районы нашего города, которые в 1994-м году объединили в один – Центральный. Тогда же началась дискуссия о том – надо ли и суд сделать единым? Продолжается она 30 лет, но никакого объединения пока не предвидится…

«Красиво, но функциональности никакой…»

Дзержинский суд размещается в трехэтажном здании на улице Восстания. В предшествующие исторические периоды это был, по большей части – жилой дом. Но был и экзотический постоялец – в течение шести лет здесь находилась синагога.

Сказать, что конструкция здания не соответствует потребностям современного правосудия – не сказать ничего. Тотальный дефицит площадей, маленькие двери, нехватка служебных помещений. У помощников судей нет комнат – они работают прямо в залах заседаний, которые тоже просторными не назовешь.

«Красиво, но функциональности никакой», - так охарактеризовала здание одна из судей, и эта емкая фраза полностью соответствует действительности.

Для граждан – только один туалет, коридоры, ну и место в зале на время заседания. С вентиляцией тоже неблагополучно, поэтому летом очень жарко и душно. Кондиционеры есть только в помещениях со стеной во внутренний двор – на фасады, выходящие на улицу, естественно, их устанавливать нельзя. В этом году суд обеспечили напольными кондиционерами, но их мощности едва хватает на помещения, до коридоров спасительная прохлада не доходит.

Похвастаться Дзержинский суд может разве что мебелью из деревянного массива, которая досталась по наследству от Горсуда. Но скамья подсудимых все равно отгорожена непрезентабельными решетками, а не специальной конструкцией из стекла и металла, что несколько дискредитирует антураж. Есть здесь и два зала, оборудованные видеоконференцсвязью.

Ну и особый аттракцион – это лестница. Мало того, что она единственная, но еще и узкая, и довольно крутая, почти винтовая. Как по ней перемещаются пожилые люди – большой вопрос. А людей с ограниченными возможностями – носят на руках, если заседание не удается провести на первом этаже. Хуже всего то, что и подстражных конвойные водят по этой же лестнице. Старожилы говорят, что случались и падения. Однако отдельный вход для конвоируемых все-таки имеется.

Блок конвойных помещений – также без излишеств места и предметов обстановки. Только вот на удивление – в комнате отдыха диван с практически целой обивкой и в санузле для подстражных – обычный унитаз, а не истерзанная временем и нечистотами «чаша Генуя».

Здесь три небольших камеры с очень тусклым освещением и отделкой стен типа «шуба». Сотрудники полиции говорят, что количественно этого хватает. Один из подстражных рассказал, что его сюда привозят примерно раз в месяц. Позже 18 часов никогда не увозили. А на вопрос про тусклый свет он реагировал философски: «Ну он же есть…»

При выходе из Дзержинского суда Светлана Агапитова обратила внимание на помещение для приставов. Это как иллюстрация к сентенции «все познается в сравнении» – у подстражных условия получше…

Стол – не роскошь

Несмотря на то, что Смольнинский суд также располагается в центральной части города, рабочая среда там вполне функциональна. Во-первых, уголовное и гражданское производства здесь разнесены: у каждого – отдельное здание. Ранее в доме 40 по 3-ей Советской многие годы работала артель инвалидов. Уже в нынешнем веке здание должны были реконструировать, но фактически отстроили заново для Городского суда. После того, как он переехал по новому адресу, здесь обосновалось уголовное производство Смольнинского суда.

Доставшееся в наследство здание изначально было приспособлено для работы системы правосудия, а поэтому лишено недостатков, характерных для центра города. Залы заседаний здесь запросто могут вместить не только большое число участников, но и целую группу подсудимых. Правда отгорожены они все теми же несовременными решетками.

Блок конвойных помещений, как и положено, имеет отдельный вход и лестницу для доставления подстражных в залы заседаний. В санузле установлена антивандальная сантехника из «нержавейки». Но самый главный сюрприз ждал петербургского Уполномоченного в камерах. Здесь имеются столики для приема пищи и видеонаблюдение. Подобное совершенство технического оснащения Светлана Агапитова пока еще нигде не встречала. Кстати, позитивный эффект от видеокамер очевиден сразу – все стены чистые, без каких-либо следов эпистолярно-художественного творчества.

Подстражный, находившийся в одной из камер подтвердил положительные впечатления от осмотра, сообщив, что «здесь лучше, чем в других судах», в которых ему доводилось бывать. Единственное к чему, по его словам, можно придраться – недостаточная освещенность. Это подтверждают и акты комиссионного обследования, проводившегося в мае нынешнего года. Показатели освещенности в камерах действительно не соответствуют нормативу. Впрочем, этот недостаток отмечается практически везде.

«Тот факт, что столики в камерах конвойных помещений хоть где-то существуют – доказывает, что это не является неразрешимой проблемой, - говорит Светлана Агапитова. – Все-таки это не предмет роскоши, а скорее необходимость, для человека, который иногда там находится весь день.

Вызывают тревогу и условия работы как самих судей, так и сотрудников судов. О каком качестве правосудия может идти речь, когда люди сидят в душных комнатах, буквально «друг у друга на голове», за столами заваленными папками с делами?»


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00