Отопительный сезон в городе еще не начался, а Уполномоченный по правам человека уже получает жалобы на неожиданно большие счета за коммунальные услуги. Житель Васильевского острова Николай* убежден, что слишком много платит за отопление. Эта мысль, наверное, посещает многих горожан, но негодование Николая подкреплено четкой аргументацией, которую он изложил в своем обращении.
Дом Николая и четыре соседние многоэтажки подключены к трубопроводу «по сцепке». Это значит, что тепловая энергия заходит только в первое здание, а все последующие «звенья» присоединяются через внутренние инженерно-технические коммуникации первых.
При этой схеме приборы учета отображают общее энергопотребление всего «состава». Крайне сложно вычислить, сколько тепла получила отдельно взятая квартира, и выставить корректный счет. Не говоря о том, что часть гигакалорий в процессе перемещения вообще теряется (буквально уходит на обогрев улицы).
«Сцепленные дома» - явление не новое, но за десятилетия их существования так и не появилось четкое понимание, как их жильцам следует оплачивать тепло - по общедомовому прибору учета (ОДПУ) или по нормативу. А вопрос этот принципиальный. Николай, к примеру, убежден, что второй вариант для него и его соседей значительно выгоднее.
По словам петербуржца, по счетчику с января по апрель лично он заплатил лишних 5 тысяч рублей, но это - не предел: «В нашем доме нет ни индивидуального теплового пункта, ни общедомового прибора учета тепла. О какой объективности данных может идти речь? Учитывая количество квартир, совокупная сумма наших переплат – десятки миллионов рублей», - рассуждает Николай и требует, чтобы ресурсоснабжающая организация перевела его на другую модель оплаты. Однако сотрудники компании, предоставляющей услуги, клиенту отказали.
Тогда гражданин направил жалобу в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга (ГЖИ) с требованием проверить, правильно ли ему начисляется плата за коммунальные услуги. Эксперты подтвердили, что коллективный прибор учета, установленный в одном из «сцепленных» строений, не может рассчитывать потребление всех пяти домов одновременно – порядок и формула для этого случая не определены. Отсюда ГЖИ делает вывод: «Начисление платы по услуге «Отопление» необходимо производить по нормативам потребления, утвержденным распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурге».
Руководство Инспекции предписало устранить допущенные нарушения. Но прошел месяц, второй, третий, а никакого перерасчета и перевода на иную систему оплаты жильцы не увидели. И обратились к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге: «Пожалуйста, возьмите ситуацию на контроль, - просит василеостровец Николай. - Из-за откровенного грабительства страдаю не только я, но и мои соседи. Среди них – инвалиды, семьи с детьми, ветераны. Все они высказывают недовольство, но не все готовы об этом говорить открыто».
По ходатайству Светланы Агапитовой ГЖИ провело контрольные мероприятия по исполнению предписания. И пока эксперты надзорной организации разбирались с документами, ресурсоснабжающая организация сделала своим потребителям перерасчет и скорректировала размер начислений.
«Предписание исполнено в полном объеме», - сообщает Светлане Агапитовой руководство ГЖИ. А значит, новый отопительный сезон для жильцов «сцепленного» дома на Васильевском острове начнется на новых условиях.
Светлана Агапитова: «В Санкт-Петербурге больше тысячи многоквартирных домов подключены по «сцепке», и оплату за потребленное в них тепло считают по-разному. Причем суммы в квитанциях могут существенно отличаться, что приводит к неутихающим спорам между жильцами, управляющими организациями и поставщиками услуг.
Согласно разъяснениям Минстроя России от 14.12.2020, приборы учета «на сцепке», учитывающие совокупное потребление нескольких самостоятельных объектов недвижимости, не отвечают признакам общедомового прибора учета. И пока в доме Николая такой прибор не появится, мужчина имеет полное право оплачивать услуги отопления по утвержденным нормативам».
*Имя изменено