Далеко не каждый разбирается в тонкостях современной пенсионной системы. Сколько нужно работать, чтобы выйти на заслуженный отдых? Чем отличается страховой стаж от специального? Что такое пенсионные коэффициенты и как они начисляются? В одном из прошлых материалов мы проводили ликбез и разбирались в базовых терминах . Но узких мест очень много. Одно из них – пенсионное обеспечение граждан в районах Крайнего Севера…
Почему исчезли надбавки?
Десять лет назад Анна Львовна* досрочно вышла на пенсию. Выплаты ей назначили вполне приличные – как-никак женщина большую часть трудовой жизни проработала на вредном производстве в Заполярье. Но после переезда в Санкт-Петербург материальное положение женщины резко ухудшилась – исчезла «северная доплата».
Согласно действующему законодательству, пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется ряд льгот. Одна из них – повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с применением соответствующего районного коэффициента.
Анна Львовна имела за плечами 23 года страхового стажа, в том числе, 15 календарных «северных» лет. В этом случае районный коэффициент устанавливается на период фактического проживания в северной местности, а при переезде заменяется на 50 или 30-процентную надбавку. Иными словами, «северная» доплата к пенсии после переезда может измениться, но не исчезнуть. Почему тогда пенсионерка перестала ее получать?
Первая мысль, которая пришла женщине в голову: «Наверное, это ошибка». Однако в клиентской службе отделения Социального фонда России сбоя не обнаружили – по их мнению, расчет произведен верно. «Северных» надбавок в Санкт-Петербурге женщина не увидит и причина тому – отпуск по уходу за ребенком.
«Декрет» - не трудовая деятельность
Дело в том, что из 15 лет, прожитых в неблагоприятной климатической зоне, Анна Львовна 1,5 года находилась в «декрете». Данный период женщине в качестве «северного» специального стажа не засчитали и по этой причине оставили без надбавки.
Здесь нужно упомянуть еще одну законодательную тонкость. Все пенсионеры, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, получают надбавки. Но право на повышение фиксированной выплаты после переезда*** имеется только у проработавших:
✔️не менее 15 календарных лет в РКС и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин;
✔️не менее 20 календарных лет в МКС, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.
Всем остальным при изменении места жительства выплата будет производиться на общих основаниях, то есть, без увеличения. Иными словами, утратив 1,5 года из «северного» стажа Анна Львовна потеряла и возможность немного улучшить свое материальное положение.
«Ну, как же так? – недоумевала заявительница. – Я столько лет жила на Крайнем Севере. Почему должна получать пенсию, будто вовсе не работала в тяжелых условиях?».
Уполномоченный и прокуратура – другого мнения
Юристы аппарата Уполномоченного внимательно изучили ситуацию. Отпуск по уходу за ребенком в льготный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии действительно не входит. Исключением является только «декрет», который начался до 06.10.1992****. И это – как раз случай Анны Львовны.
Однако у представителей Социального фонда России на этот счет имеются свои контраргументы: период «декрета» Анны Львовны действительно был учтен при назначении досрочной пенсии, как специальный стаж. Но для получения повышенной выплаты требуются только периоды работы (и иной деятельности), за которую начислялись и уплачивались страховые взносы.
В Федеральном законодательстве***** порядок подсчета стажа в районах Крайнего Севера не закреплен. Но, в соответствии с ранее действовавшими нормами, заявитель имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком во все виды стажа, в том числе, в специальный.
Светлана Агапитова направила ходатайство Прокурору Санкт-Петербурга Виктору Мельнику, в котором изложила свою позицию и попросила оценить правомерность действий Отделения Социального фонда России.
Руководство надзорного ведомства с доводами Уполномоченного согласилось. В ходе проверки были установлены нарушения пенсионных прав заявительницы, в связи с чем направлено представление в адрес управляющего Отделением Фонда.
В течение полугода реакции на требование прокуратуры не последовало – нарушения требований законодательства не были устранены, а Анна Львовна так и не увидела долгожданной прибавки к пенсии. Поэтому руководство прокуратуры вышло с иском в суд.
Светлана Агапитова: «Пенсионное законодательство имеет множество особенностей, в которых могут разобраться только узкопрофильные специалисты. Наверняка Анна Львовна не единственная, кому пришлось столкнуться с проблемой перерасчета «северных» надбавок, поэтому поддержка городской прокуратуры в данном случае очень важна – ведь речь идет о восстановлении прав всех получателей пенсий, находящихся в аналогичной ситуации.
Будем ждать решения суда. Предварительное заседание назначено на 14 февраля».
*данные изменены
**Пенсионный фонд России (с 01.01.2023 - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации – Социальный фонд России)
*** изменение размера пенсии в сторону увеличения носит исключительно заявительный характер
**** в соответствии с ч. 5 ст. 256 ТК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ номер 30
***** ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»