Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Условно доступные избирательные участки

07 марта 2024

В период подготовки к выборам Президента Российской Федерации петербургский Уполномоченный решила своими глазами посмотреть, насколько готовы избирательные участки к приему посетителей с особенностями здоровья. Чтобы в полной мере оценить доступность среды для маломобильных горожан, со Светланой Агапитовой отправились не только сотрудники ее аппарата, но и представители общественных организаций, а также члены Городской избирательной комиссии.

Какая должна быть доступность?

Законодательство содержит целый ряд требований, соблюдение которых позволит считать участок пригодным для голосования на нем избирателя с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего, должны быть удобные подъездные пути и специальные места для стоянки личного автотранспорта.

При входе в здание, помимо информации о местах нахождения помещений для голосования, должна присутствовать кнопка, нажав которую инвалид может получить помощь. Естественно, что безбарьерная среда требует наличие таких устройств как пандусы, настилы, рельсы, поручни, аппарели. Ширина дверных проемов и лифтовых кабин должна позволять въехать туда человеку на кресле-коляске. Это, что называется, «необходимый минимум», позволяющий маломобильному гражданину попасть на избирательный участок.

Чтобы обеспечить саму процедуру полноценного волеизъявления, есть еще ряд требований. Например, наличие тактильных, световых указателей по маршруту движения на участке, специально оборудованная кабина для тайного голосования избирателей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Людям с инвалидностью по зрению, должны предоставляться специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеней и «вспомогательные средства оптической коррекции» (лупы увеличения), в также информация о кандидатах, выполненная крупным шрифтом (или шрифтом Брайля).

Про оборудование самих помещений для голосования пока еще рано – большинство из них находится в образовательных учреждениях, где идут занятия. Поэтому Светлана Агапитова решила проверить общую доступность – сможет ли маломобильный избиратель в принципе попасть на избирательный участок? Ведь лестницы в одну ночь перед выборами не превратятся в пологие пандусы, а пороги не исчезнут сами собой…

Доступ с препятствиями

Чтобы оценка была более объективной, петербургский Уполномоченный пригласила принять участие в обследовании президента Межрегиональной общественной правозащитной организации инвалидов «На коляске без барьеров» Юлию Яганову с дочерью Линой, которая передвигается на кресле-коляске. Также, в эту небольшую экспедицию отправился представитель Санкт-Петербургской избирательной комиссии.

У школы № 193 проблемы возникли уже на подъезде, поскольку расположена она на Фурштатской улице рядом с ремонтирующейся станцией метро «Чернышевская». В непосредственной близости, в зоне платной парковки предусмотрены места для инвалидов, но они были заняты. Зато прямо перед зданием образовательного учреждения есть большая площадка, куда может заехать и припарковаться автомобиль со значком «инвалид». После непродолжительного времени ожидания, пока просили подвинуть машины, обслуживающие стройку, на стоянку удалось въехать.

Первым препятствием «безбарьерной» среды стал порог при входе. Но его удалось преодолеть с помощью сотрудников школы. А вот чтобы попасть туда, где находится избирательный участок нужно было преодолеть два довольно крутых лестничных пролета. На этот случай имелись переносные аппарели, которые установили сотрудники образовательного учреждения. И все же… подъем к потенциальному месту волеизъявления не состоялся.

Юлия Яганова пояснила, что подобное сооружение не отвечает требованиям безопасности – угол наклона очень высокий и поручни отсутствуют. Директор школы рассказала, что обычно в дни выборов дежурят волонтеры и маломобильных избирателей буквально «носят на руках». Здесь у присутствующих возник вопрос: проходили ли добровольцы обучение? Это также требование безопасности, чтобы транспортируемый человек не получил травмы. Однако доподлинно это выяснить не удалось, ввиду отсутствия самих волонтеров.

К школе № 197 подъехали без труда. Но вот припарковаться было негде. Кругом – зона платной парковки, а специализированных мест с соответствующими знаками не наблюдалось. В этом образовательном учреждении не удалось доехать даже до дверей в здание – лестница, ведущая на крыльцо, слишком крутая, и никакие съемные аппарели проблемы не решат. Кстати, кнопка вызова помощи внизу имелась, но, чтобы до нее дотянуться человеку в кресле-коляске – тоже нужна подмога… Директор учреждения сообщила, что в этом нет необходимости, поскольку есть видеокамера и дежурный, увидев человека с особенностями здоровья вызовет подкрепление. В общем, до этого участка маломобильному человеку добраться тоже не удалось. Но как утверждает директор, в день выборов таких избирателей тоже носят на руках, причем спортсмены-тяжеловесы.

Около дома детского творчества «Преображенский» на Рылеева, где расположен еще один избирательный участок Центрального района, высадиться не удалось. Из-за зоны платной парковки машина со знаком «инвалид» смогла припарковаться только на соседней улице.

Кнопка вызова помощи была вполне доступна, и на зов вышли сотрудники со съемными аппарелями. И даже входные ступеньки тут невысокие – угол наклона вполне бы позволил вкатить коляску. Но увы… После высокого порога, который служит опорой для аппарелей, тоже большой перепад. Получаются своеобразные качели – когда коляска перевешивает, задняя часть аппарели отрывается от земли. Конечно, в фильме «Старики-разбойники» такой трюк был, когда инкассатор гнался за преступником. Но выполнял его каскадер. Проделывать такое с человеком на коляске, пусть даже в сопровождении дюжих молодцов, рискованно.

С другой стороны, даже когда этот барьер доступной среды преодолен, попасть на участок не получится – путь преградит лестница. Судя по перепаду высот, аппарели и здесь не помогут из-за большого угла подъема. Впрочем, в доме творчества устройств для этой лестницы и не было. По словам директора, «должны привезти буквально завтра». Но, в принципе, и здесь готовы «носить на руках»…

По двум другим адресам избирательных участков Центрального района, которые удалось посетить в этот день, картина была примерно такая же…

«Понимаю, что наши особенные горожане способны преодолеть и не такие барьеры, - говорит Светлана Агапитова. – И не сомневаюсь, что найдутся волонтеры, готовые носить их на руках.

Но, может, тогда будет правильнее оценивать фактическую доступность и информировать именно об этом? Конечно, можно ориентироваться на соблюдение формальных признаков, таких, например, как наличие аппарелей, а на то, что по ним нельзя въехать – не обращать внимания, зная, что маломобильного человека внесут на руках. Но зачем эта условная доступность? Ведь есть процедура голосования на дому – за три дня вполне возможно обойти всех избирателей с особенностями, если знать заранее о желающих принять участие. Может, лучше сосредоточиться на этом и всем будет удобнее? А если маломобильный человек видит, что его участок считается безбарьерным, приезжает туда и сталкивается с тем, что доступность лишь условная – кому от этого легче?

Результаты наших объездов мы направим главам районов, чтобы они успели оперативно предпринять меры».
Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00