«Установить вашу личность не представляется возможным». Такое заключение получил Александр Михайлович М. из ОМВД России по Пушкинскому району Санкт-Петербурга. «И что же мне теперь делать?» - недоуменно вопрошал заявитель. «Идите в суд по месту фактического проживания», - рекомендовал ему эксперт районного отдела по вопросам миграции, который, собственно, и вынес решение об отказе в установлении личности лица без гражданства. Александр Михайлович так и сделал, но в суде ему объяснили, что установление личности отнесено законодателем исключительно к компетенции органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. То есть миграционного подразделения ОМВД, откуда его в суд зачем-то и отправили. В общем, замкнутый круг. Все, как любит Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. И именно к ней на прием с просьбой о помощи пришла добросердечная соседка Александра Михайловича. Как говорится, за истиной в последней инстанции.
По приютам я с детства скитался…
В этом году исполнилось ровно 30 лет с тех пор, как Александр Михайлович М., 1951 года рождения, переехал в Петербург из Риги, полный надежд и планов на новую жизнь. Но, как известно, человек предполагает, а Бог располагает…
На вокзале у мужчины украли советский паспорт (ни латышское, ни российское гражданство к 1994 году он не приобрел), военный билет и все его скромные сбережения. За помощью обратиться было не к кому, да и стыдно.
Семьи и родных у Александра Михайловича не было. Он с рождения воспитывался в Екапилском доме-приюте, потом - в школе-интернате Лудзенского района Латвийской ССР, окончил ПТУ в Чулбенском районе, перед службой в армии успел три года поработать трактористом в Псковской области, отслужил в Саратовской, после демобилизации поселился в Литве, трудился опять же в сельском хозяйстве в Клайпеде, с 1992-го жил в Риге, а два года спустя решил уехать в Петербург. И…
Северная столица встретила Александра Михайловича, мягко говоря, неласково. Правда, он ласки особенно не видел и до этого, но выживал как-то. Поэтому, оставшись без документов и денег, отнесся к этому обстоятельству по-философски. Как в старой русской поговорке: «Не жили богато, нечего и начинать».
Сначала ночевал на Московском вокзале, потом устроился без оформления на Софийскую овощную базу. С 2004 года по договоренностям с владельцами приусадебных участков совхоза «Детскосельский» в Пушкинском районе ухаживает за их огородами. Живет в одном из заброшенных домов.
Мир не без добрых людей
За время жизни в Пушкинском районе у Александра Михайловича образовалась своеобразная группа поддержки из соседей и тех, у кого он подрабатывает. Ведь годы-то идут, здоровье уже не то. А без документов и помощь медицинскую серьезную получить проблематично. И с точки зрения закона, получается, что он несколько десятков лет живет в России нелегально.
Короче говоря, добросердечные соседи убедили Александра Михайловича восстанавливать документы. Помогли составить автобиографию и собрать подтверждающие изложенные в ней сведения архивные данные и выписки, включая копию свидетельства о рождении, а также справки об отсутствии сведений о гражданстве Латвийской Республики и о документировании паспортом гражданина Латвийской Республики. Две соседки сами пришли в отдел по вопросам миграции, чтобы свидетельствовать, с какого времени знают Александра Михайловича, где он живет и чем занимается.
В общем, проделали огромную работу, которая, по непонятным причинам, в октябре 2019 года завершилась ничем.
Главный специалист-эксперт отдела по вопросам миграции ОМВД России по Пушкинскому району Санкт-Петербурга Наталья Типтева, изучив предоставленные Александром Михайловичем документы и свидетельства его знакомых, сделала заключение, что установить личность лица без гражданства не представляется возможным, и рекомендовала обратиться для этого в суд.
Ну а дальше вы знаете. Пушкинский районный суд, куда добросердечные соседи спустя несколько лет уговоров убедили обратиться Александра Михайловича, прекратил производство. Потому что «установление личности иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, в порядке особого производства не производится».
После этого было предпринято еще несколько неудачных попыток снова подать заявление в миграционные органы, но его у Александра Михайловича так и не приняли.
Правовая позиция Уполномоченного по правам человека
Все эти перипетии с восстановлением документов знакомая Александра Михайловича Татьяна С. в красках рассказала на приеме Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой и попросила ее помочь.
Татьяна вспомнила, что видела в социальных сетях Уполномоченного статью о том, как юристы аппарата помогли получить российское гражданство женщине, которая 30 лет жила со старым советским паспортом. Правда, у Александра Михайловича, к сожалению, не было никакого документа, удостоверяющего личность…
«Понимаете, замкнутый круг какой-то, миграционные органы отказывают в установлении личности и отправляют в суд, а суд отправляет обратно в миграционные органы, - поделилась Татьяна. – Непонятно, что их не устраивает! Есть справки, выданные в Генеральном консульстве Латвийской Республики в Петербурге, что сведений о гражданстве и паспортизации Александра Михайловича в их базе нет. А в отделе по вопросам миграции утверждают, что ответ на их запрос из консульство не пришел. Но нам-то ответили и справку дали с синей печатью! Зачем-то запросили справку на справку, не получили и на этом основании человеку отказали в установлении личности!»
Светлана Агапитова попросила разобраться в этом запутанном деле юриста своего аппарата Светлану Широнину. По итогам этого разбирательства была подготовлена правовая позиция, направленная Уполномоченным начальнику Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Николаю Моргунову:
«Биографические данные, указанные М. в автобиографии, согласуются с персональными данными, содержащимися в документах, собранных в ходе проверки и предоставленных непосредственно заявителем, с показаниями опрошенных свидетелей и данными баз учетов об отсутствии информации о приобретении (выходе) из гражданства Российской Федерации и документировании заявителя паспортами иностранных государств, что позволяет полученные сведения полагать достаточными для идентификации личности М. как лица без гражданства».
В письме Уполномоченного также подчеркивалось, что в справке Генерального Консульства Латвийской Республике в Санкт-Петербурге «отражены сведения о наличии данных отдела записи актов гражданского состояния Латвийской Республики о рождении М. в Риге, а также об отсутствии сведений о нем в Регистре жителей Латвийской Республики, в связи с чем М. гражданином Латвийской Республики не является».
Согласно правовой позиции Уполномоченного, «установление личности иностранного гражданина или лица без гражданства отнесено законодателем исключительно к компетенции органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, в связи с чем рекомендации заявителю о необходимости обращения в суд для установления личности являются неправомерными, что подтверждается определением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 29.03.2022 о прекращении производства по делу».
Светлана Агапитова попросила Николая Моргунова повторно рассмотреть заявление Александра Михайловича, что и было сделано. Вчера в Управлении у него приняли весь пакет документов, предупредив, что новая проверка может занять от трех до шести месяцев. Ну Александру Михайловичу не привыкать ждать, а вот его группа поддержки во главе с Татьяной С. волнуется, вдруг опять откажут.
«Не переживайте, - подбодрила сегодня Татьяну Светлана Широнина, после того, как та поделилась своими тревогами насчет возможного отказа УВМ. – Мы это дело так не оставим! Если Александру Михайловичу откажут в установлении личности, будем обжаловать решение миграционного органа в суде, у Уполномоченного есть такое право*. Все будет хорошо!»
Продолжение следует…
*В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» по результатам рассмотрения жалобы уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.