Кроме того, петербургского омбудсмена в стенах Центра ждал приятный и долгожданный сюрприз…
На данный момент Центр заполнен наполовину – 192 человека. Во многом это заслуга администрации и начальника учреждения Андрея Гавриляка. Они делают все возможное, чтобы решать вопросы выезда, активно привлекая на помощь диаспоры, дипломатов, взаимодействуя с судебными приставами.
Сейчас в ЦВСИГе находится пять украинцев. Перед Новым годом большое количество их земляков было освобождено по суду в связи с превышением срока пребывания и невозможностью административного выдворения. Подобный же исход, вероятнее всего, ожидает и тех, кто находится там сейчас. История почти у всех похожая: переехали в Россию несколько лет назад, некоторые имеют семьи, но не решили вопросы законного пребывания. В настоящее время они собираются подавать документы на временное убежище. Желания вернуться на Родину Уполномоченному никто не высказал.
Из положительных свершений можно отметить, что наконец-то решился вопрос с оказанием лицензированной медицинской помощи в подобных учреждениях. В конце прошлого года вышел соответствующий Приказ МВД РФ. Теперь медицинский работник специального учреждения стал сотрудником ведомственной медсанчасти, а это значит, что появилась возможность оказывать элементарную помощь прямо в Центре.
Настоящим новогодним сюрпризом для Уполномоченного стала «Комната матери и ребенка» появившаяся на женском этаже. Этой проблемой Светлана Агапитова занималась много лет, еще будучи «детским» омбудсменом. Дело в том, что в Типовых требованиях по оборудованию специальных учреждений создание такого помещения не является обязательным. Есть только упоминание, что в ЦВСИГ возможно размещение матери и ее несовершеннолетних детей в специальных комнатах, если они оборудованы. Но ребенок, как субъект права, к сожалению, не фигурирует в решении суда о депортации или административном выдворении. Над этой коллизией еще предстоит подумать. Но первый и очень важный шаг уже сделан – «Комната матери и ребенка» появилась в петербургском ЦВСИГе.
«Конечно, в том, что маленький ребенок находится в закрытом учреждении – хорошего мало, но еще хуже, когда его разлучают с мамой, - говорит Светлана Агапитова. – Появление специального помещения, где они могут быть вместе – это гуманный компромисс. Я много раз видела слезы матерей, которых разлучили с малышами, даже грудными. А сколько переживаний обычно связано с поиском ребенка, которого «скорая» увозит в неизвестном направлении. Да и потом разные ведомства прилагают массу усилий, чтобы мать и дитя отбыли на Родину одним рейсом.
Хоть таких случаев сейчас в Петербурге немного, но возможность быть вместе – это в любом случае профилактика серьезной психотравмы.
После моего выступления на Координационном Совете Уполномоченных о проблемах ЦВСИГа некоторые коллеги подходили и хвастались, что у них в регионах есть комнаты матери и ребенка. Было очень обидно, что в Петербурге за столько лет этот вопрос так и не был решен. И наконец-то первый шаг сделан.
Думаю, что в первое время, когда в ЦВСИГе появятся дети, мы попросим помочь с питанием и памперсами благотворительные фонды, а дальше все наладится. Во всяком случае большое спасибо руководству ГУ МВД, что сделали шаг навстречу семье».
Ранее по теме:
Всероссийский координационный совет уполномоченных обсудил проблемы миграции и переселенцев
Среди ожидающих выдворения больше всего граждан Узбекистана
Рады бы выдвориться, да «закрытое небо» не пускает
Права выдворяемых из России иностранцев: «трудности перевода» судебных решений