Петербургский омбудсмен Светлана Агапитова и сотрудники ее аппарата, получая жалобы от горожан, особенно пожилых, часто сталкиваются с тем, что они не знают своих прав и, соответственно, не могут их реализовать и защитить. Поэтому значительная часть ответов на обращения, консультаций на приемах и публикаций на сайте Уполномоченного по правам человека носит просветительский характер. В этом материале вы узнаете, как защитить свои права, если вам навязывают услуги установщики окон и сотовые операторы, а управляющие компании обязывают отремонтировать балкон за свой счет.
Карикатура Вячеслава Шилова для просветительского проекта петербургского омбудсмена «Правозащитный календарь»
Участились случаи, когда по квартирам ходят представители фирм по установке и ремонту окон. Жильцы соглашаются и оплачивают полную стоимость заказа. А через какое-то время обнаруживается множество недостатков. Что делать потребителю?
Чтобы избежать подобной ситуации, никогда нельзя торопиться с заключением договора с неизвестными лицами и, тем более, отдавать деньги.
Если организация действует на законных основаниях, она обязана предоставить фирменное название, сведения о государственной регистрации и зарегистрировавшем ее органе. Если договор был заключен и в ходе его исполнения выявлены недостатки, то по закону «О защите прав потребителей» заказчик вправе потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков;
- уменьшения цены;
- повторного выполнения работы;
- полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки не были устранены.
Если требования потребителя не были удовлетворены добровольно, защитить свое право он может в суде.
Собственник квартиры получил от управляющей компании предписание о ремонте балкона за свой счет. Является ли требование законным?
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме ограждающие несущие конструкции, включая балконные плиты, относятся к общему имуществу многоквартирного дома, а его надлежащее содержание обеспечивается управляющей организацией.
Согласно п.11 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя текущий ремонт общего имущества, в том числе балконов.
Следовательно, требование управляющей компании о ремонте балкона за счет жильцов противоречит законодательству.
Оператор сотовой связи списывает деньги за услуги, которые абонент не заказывал. Как быть в такой ситуации?
В большинстве случаев оператор сотовой связи списывает денежные средства за контент-услуги: справочную, развлекательную и иную дополнительно оплачиваемую информацию. Оказание контентных услуг осуществляется только с согласия абонента. Но перед этим оператор обязан предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и краткое описание, а также сведения о лице, предоставляющем услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание.
Согласно п.26 Правил оказания услуг телефонной связи абонент вправе отказаться от оплаты услуг, предоставленных без его согласия. Для этого ему необходимо направить в адрес оператора претензию о возврате незаконно списанных денежных средств. В соответствии с Федеральным законом «О связи» претензии предъявляются в течение шести месяцев со дня оказания услуги, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу.
К претензии нужно приложить копию договора об оказании услуг или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и документы о размере причиненного ущерба. Оператор в течение тридцати дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах.
При неудовлетворении своих требований потребитель вправе обратиться в суд в соответствии со ст. 17 закона «О защите прав потребителей».