Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Защита жилищных прав вынужденных переселенцев из Чеченской Республики

11 ноября 2021

Сегодня Институт стран СНГ и Международное общественное движение содействия мигрантам и их объединениям «Форум переселенческих организаций» провели видеоконференцию, посвященную проблемам в сфере жилищного обустройства на территории Российской Федерации граждан, утративших жилье во время вооруженного конфликта в Чеченской Республике в 1990-х годах и покинувших ее безвозвратно. Рекомендации института Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге по защите и восстановлению жилищных прав пострадавших представил начальник аналитического отдела аппарата омбудсмена Константин Шарыгин.

Представитель Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге напомнил, что пункт 1 Указа Президента РФ от 05.09.1995 № 898 предусматривал компенсацию (возмещение) причиненного материального ущерба, в т.ч. утраченного жилья. Однако безвозвратно покинувшим Чечню пострадавшим от вооруженного конфликта была выплачена мизерная компенсация как за утрату жилья (около 50 тыс. рублей – одному гражданину и до 120 тыс. рублей – семье), так и за утрату имущества (20 тыс. рублей). Эти суммы были обесценены после августовского дефолта 1998 года и никогда не индексировались.

Многие годы сохраняется дискриминация в отношении пострадавших граждан, вынужденных покинуть территорию Чечни, в сравнении с теми, кто там остался. Так, в части сумм возмещения вреда пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 № 404 установлено, что размер компенсационной выплаты за утраченное жилье пострадавшим гражданам, постоянно проживающим на территории Чеченской Республики, составляет 300 тыс. рублей, а за утраченное имущество - 50 тыс. рублей.

Минимальный размер так называемых компенсационных выплат вынужденным переселенцам из Чечни, произведенный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.1997 № 510, не мог оказать сколько-нибудь значимого содействия в разрешении данной проблемы. Между тем такие выплаты, как указал в ключевом решении от 29.04.2002 № ГКПИ2002-109 Верховный Суд Российской Федерации, являются не мерой полного возмещения вынужденным переселенцам из Чечни утраченного имущества, а лишь мерой их социальной поддержки. Такие выплаты не прекратили и не могли прекратить обязательства Российской Федерации по компенсациям (подпункт 1 пункта 4 статьи 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах»). В свою очередь, невозможность за счет этих выплат жилищного обустройства не должна была повлечь за собой утрату гражданами, получившими компенсации, статуса вынужденных переселенцев из Чечни в связи с отказами органов внутренних дел (ранее- миграционных органов) в их продлении.

Тем не менее, с выплатой компенсаций многие пострадавшие были выселены из жилых помещений для временного проживания, сняты с учета на улучшение жилищных условий и признаны утратившими статус вынужденных переселенцев.

В настоящее время количество вынужденных переселенцев из Чечни, имеющих соответствующий статус и не решивших проблему жилищного обустройства (по данным УВМ МВД России, на учете состоит всего 155 человек) несопоставимо с многократно большим числом вынужденных переселенцев из Чечни, утративших статус (так называемых фактических вынужденных переселенцев из Чечни, не обеспеченных жильем, только в Санкт-Петербурге более двух тысяч человек). Однако государственная поддержка в виде жилищных сертификатов оказывается только гражданам, имеющим статус вынужденных переселенцев.

В аппарате петербургского омбудсмена были подготовлены и направлены Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации рекомендации Правительству и Государственной Думе РФ по восстановлению жилищных прав граждан, лишившихся статуса вынужденных переселенцев из Чечни.

Петербургский омбудсмен, в частности, предлагает инициировать разработку Правительством РФ нового порядка поэтапной государственной поддержки граждан, утративших жилье во время вооруженного конфликта в Чеченской Республике, в т.ч. лишившихся статуса вынужденных переселенцев, но не получивших социальных выплат в необходимом для жилищного обустройства размере. Новый порядок, по мнению Уполномоченного, должен быть разработан с учетом правовой позиции Конституционного Суда, который в Постановлении от 21.11.2002 № 15-П указал на обязанность Российской Федерации в случаях, когда в каком-либо субъекте возникают экстраординарные ситуации, вынуждающие проживающих на его территории граждан вопреки своей воле покидать места постоянного жительства, обеспечить им посредством дополнительных мер экономического, социального и юридического характера условия для восстановления нарушенных прав. Согласно позиции Конституционного Суда, предоставление гражданину статуса вынужденного переселенца «ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью <…> компенсировать ему утрату жилья и иного имущества».

При разработке нового порядка петербургский омбудсмен предлагает исходить не из подсчета индивидуальных сумм причиненного вреда, поскольку за давностью лет сделать это невозможно, а из тех сумм, которые позволят претендовать на минимальное жилищное обустройство (например, учетной нормы площади жилого помещения - минимального размера, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Поскольку такая норма устанавливается в различных субъектах Российской Федерации с учетом уровня жилищной обеспеченности, а компенсация должна обеспечить равные условия для всех пострадавших, предлагается исходить из учетной нормы жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в Чеченской Республике в настоящее время (15 кв.м общей площади жилого помещения).

Государственной Думе Российской Федерации петербургский омбудсмен рекомендует разработать законодательный механизм восстановления утраченного статуса вынужденного переселенца, в том числе право восстановления указанного статуса для тех вынужденных переселенцев, кто утратил статус, получил компенсацию, но не смог осуществить свое жилищное обустройство по независящим от него обстоятельствам, либо утратил статус по формальным основаниям, не успев подать документы по уважительным причинам.

Аппарат петербургского омбудсмена также поддерживает проект Федерального закона № 1219894-7 «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», внесенный в Государственную Думу Российской Федерации в июле 2021 года. В законопроекте предлагается сохранить статус вынужденных переселенцев за теми из них (в т.ч. получившими компенсации за утраченное жилье и имущество в размере, недостаточном для жилищного обустройства), которые состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях (факт нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях предлагается считать доказательством жилищной необустроенности).
Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00