С 25 июня в аппарате Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлова работала горячая линия для сообщений о возможных нарушениях прав граждан при проведении общероссийского голосования по изменению Конституции Российской Федерации. Омбудсмен также получал информацию от общественной организации «Наблюдатели Петербурга», членов участковых, территориальных и городской избирательных комиссий, из СМИ и социальных сетей. По всем поступившим сообщениям о нарушениях проводятся проверки.
Во время подготовки к голосованию Уполномоченному поступала информация об административном принуждении к досрочному голосованию на определенных избирательных участках (с последующим контролем) работников целого ряда бюджетных учреждений Санкт-Петербурга (школы, библиотеки, музеи, УФНС России по Санкт-Петербургу, Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга, ЦГПБ им. В.В. Маяковского, УФССП по Кировскому району Санкт-Петербурга, ДЮЦ Петродворцового района «Петергоф» и др.). В некоторых случаях заявления о намерении проголосовать на определенных избирательных участках подавались от имени граждан без их ведома с неправомерным использованием их персональных данных.
На горячую линию Уполномоченного также поступала информация о необеспечении эпидемиологических требований в избирательных комиссиях, о нарушениях установленного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (ЦИК России) порядка голосования, о препятствовании деятельности членов участковых и территориальных избирательных комиссий (УИК, ТИК), о невозможности осуществления общественного контроля.
Ряд граждан обратился в аппарат Уполномоченного 1 июля с просьбами о содействии в надомном голосовании (граждане, заявившие ранее о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, просили проверить, доведена ли информация до избирательных комиссий), с жалобами на невозможность проголосовать (граждане не были включены в список избирателей). В частности, проверка обращения одного из заявителей показала, что в Красносельском районе не были включены в список избирателей граждане, проживающие по адресу: Красное Село, Пушкинское шоссе, д. 1, корп. 5 (общежитие). По данным районной администрации, по указанному адресу расположено административное здание, которое не было включено в адресное пространство ТИК № 26, так как считается нежилым. Жителям общежития было предложено проголосовать на избирательном участке № 1211 (они были включены в дополнительные списки избирателей).
В связи с тревожными сообщениями о подтвержденных случаях инфицирования коронавирусом членов избирательных комиссий (ТИК № 5, УИК № 2211), и непринятии мер к изоляции контактировавших с ними сотрудников, а также о симптомах инфекционного заболевания у членов ТИК № 14, УИК № 253 и № 2208, омбудсмен обратился в Горизбирком и Роспотребнадзор для незамедлительного реагирования. К сожалению, меры по предотвращению распространения COVID-19 среди граждан, участвовавших в общероссийском голосовании на территориях, подведомственных данным избирательным комиссиям, и среди членов этих комиссий, оперативно приняты не были.
При этом известны случаи попыток недопуска и безосновательного выдворения с избирательных участков активных членов избирательных комиссий под предлогом отсутствия у них справок о результатах теста на коронавирус (в частности, УИК №№ 1802, 2117).
30 июня Александр Шишлов заявил о необходимости всесторонней проверки по факту воспрепятствования на избирательном участке № 2191 законной профессиональной деятельности журналиста Медиазоны Давида Френкеля, применения к нему силы и нанесения увечья. Позицию Уполномоченного поддержала Комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович.
В защиту прав журналиста выступили постоянная комиссия по свободе информации Совета по правам человека при Президенте Российской Федерации, профессиональные союзы и объединения – Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургское отделение Союза журналистов России, редакция «Новой газеты» и «Синдикат-100».
Серьезную обеспокоенность петербургского омбудсмена и журналистского сообщества вызывают попытки обвинения Давида Френкеля в подготовленной провокации.
Инцидент на избирательном участке № 2191 – не единственный пример, подтверждающий необходимость реформирования и кадрового обновления системы избирательных комиссий в Санкт-Петербурге.
В целом ряде случаев УИКи нарушали утвержденный ЦИК России порядок общероссийского голосования. Так, 1 июня в нарушение действующего законодательства и Порядка УИК № 835 приняла решение о «выведении» из состава комиссии и удалении из помещения для голосования члена УИК № 835 с правом решающего голоса. По данному факту омбудсменом инициирована прокурорская проверка.
В общественной организации «Наблюдатели Петербурга» связывают удаление члена комиссии с фиксируемыми им нарушениями. Так, вечером 30 июня в списке избирателей УИК № 835 было отмечено 475 досрочно проголосовавших, из них 75 на дому, а утром 1 июля председатель комиссии объявила, что досрочно проголосовавших на дому —1100.
В нарушение установленного ЦИК России порядка в УИК № 1605 избирателям выдали бюллетени для голосования без печатей и подписей членов комиссии. В УИК № 1236 персональные данные гражданина член УИКа после выдачи бюллетеня записал на отдельном листе, не внеся соответствующей отметки в список участников голосования и не предоставив гражданину возможности расписаться в списке. В УИК № 599 гражданину выдали бюллетень для голосования, не проверив его документы. Не проверили документы гражданина, голосовавшего в месте его проживания, и члены УИК № 1807.
Об отказах в ознакомлении членов участковых и территориальных избирательных комиссий со списками участников голосования поступали сообщения из УИК №№ 252, 263, 275, 283, 286, 287, 288, 294, 304, 315, 575, 589, 1450, 1618, 1629, 1631,1636, 1754, 1796, 1799, 1801, 1802, 1827, 1828, 1829, 1831, 2191, 2196, 2221, 2234, 2235, 2237, 2238, 2241, 2242, 2252, 2258, 2259, 2260, 2261, 2265.
По сообщению члена ТИК № 16 с правом решающего голоса Владимира Молодожени, перед началом голосования 1 июня помещения с сейфом и документами на избирательном участке № 2191 были блокированы полицией (туда допускались только председатель УИК и несколько сотрудников). Избирательный участок открылся в 8:05, когда пришел первый голосующий, после чего одна из членов комиссии с правом решающего голоса обнаружила отсутствие двух ящиков для голосования с бюллетенями. Позже оба ящика нашлись и были выставлены, но количество проголосовавших не было оглашено, а сведения о проголосовавших на придомовой территории с 29 июня не были внесены в книги со списками голосующих.
По сообщениям члена ТИК № 64 с правом решающего голоса Павла Шапчица, УИКи Центрального района не исполняли обязанности по внесению отметок «проголосовал вне помещения для голосования» в списки избирателей, что могло привести к риску двойного голосования. А отказы председателей УИК в ознакомлении членов участковых и территориальных комиссий с избирательной документацией – к невозможности проверки соответствия оглашенных результатов голосования с 25 по 30 июня и числа отметок либо подписей избирателей.
По данным «Наблюдателей Петербурга», на избирательном участке № 267 утром 1 июля были обнаружены четыре новых переносных ящика для голосования, заполненные бюллетенями. Один из членов комиссии с правом решающего голоса сообщил, что вечером 30 июня акта о придомовом голосовании, а также переносных ящиков не было. Председатель УИК № 267 перед открытием голосования 1 июля сообщила о 237 проголосовавших с 25 по 30 июня в помещении и 551 - вне помещения. При этом в списках избирателей было зафиксировано только четыре человека, голосовавших на дому.
Новые ящики с бюллетенями проголосовавших вне помещения с 25 по 30 июня были обнаружены также в УИК № 179. Председатель комиссии сообщила, что в списки избирателей включены 2200 человек, из которых досрочно проголосовали 1473. Однако, по информации, зафиксированной членами УИК в 20:00 30 июня, было выдано не более 300 бюллетеней.
К Уполномоченному также поступала информация, что в ряде УИК бюллетени проголосовавших граждан хранились не в сейф-пакетах, а в переносных ящиках для голосования, что не обеспечивало их неприкосновенности (УИКи Адмиралтейского, Выборгского, Центрального районов). При этом бюллетени в ящиках были сложены пачками, а отметки в бюллетенях были однотипны (так, в УИК № 10 при вскрытии одного из переносных ящиков для голосования обнаружено, что около 250 бюллетеней заполнено одним характерным типом «галочек»).
Фото: Александр Горынин, член УИК №10 с правом решающего голоса в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Член УИК № 1102 сообщил, что некоторые сотрудники комиссии после окончания голосования расписывались в списках вместо участников голосования.
Член Горизбиркома с правом решающего голоса Ольга Покровская в Особом мнении о протоколе Санкт-Петербургской избирательной комиссии об итогах общероссийского голосования на территории Санкт-Петербурга отметила: «Согласно официальным данным, в Общероссийском голосовании приняли участие 74% петербуржцев. При этом на ряде избирательных участков этот показатель был существенно превышен. Сведения о ходе голосования, размещенные на сайте ЦИК России, свидетельствуют, что 82% петербуржцев, принявших участие в Общероссийском голосовании, посетили избирательные участки до 01.07.2020. Организаторами голосования неоднократно высказывалось мнение, что высокой степени участия граждан в Общероссийском голосовании способствовало голосование на придомовых территориях и/или территориях общего пользования. Однако на практике УИКи не принимали решений об определении адресов таких территорий, и соответствующая информация не доводилась заблаговременно до сведения участников голосования. Указанные территории, как правило, выбирались членами УИК спонтанно и нередко менялись в течение дня. В связи с этим возникают вопросы, каким образом участники Общероссийского голосования узнавали о местах его проведения, и все ли из них на самом деле голосовали? Данные вопросы могли быть легко сняты в случае осуществления работы УИК в открытом и гласном режиме».
В своем Особом мнении член Горизбиркома с правом решающего голоса Екатерина Фесик назвала придомовое голосование «нелегетимным»: «В Санкт-Петербурге волеизъявление десятков тысяч избирателей оформлено в рамках процедуры голосования на придомовой территории. При этом какие-либо действенные механизмы полноценного наблюдения за проведением придомового голосования отсутствовали. Соблюдение законности и порядка придомового голосования являлось исключительно доброй волей членов комиссий, проводящих данную процедуру».
***
В аппарате петербургского омбудсмена проверяется и обобщается полученная информация о нарушениях прав граждан в ходе общероссийского голосования. Продолжается прием жалоб и обращений участников голосования и наблюдателей.
Правовую консультацию специалистов аппарата Уполномоченного можно получить через форму Задать вопрос на сайте upchspb.ru.
Подать Уполномоченному заявление:
- через специальный раздел на сайте upchspb.ru;
- по электронной почте mail@upchspb.ru.
Обращение можно также отправить по почте (190900, Санкт-Петербург, BOX1137), однако для снижения риска заражения коронавирусной инфекцией просим использовать почтовый способ подачи заявления лишь в крайнем случае, когда нет возможности сделать это в электронной форме.