По инициативе петербургского Уполномоченного в Комитете по здравоохранению состоялось рабочее совещание, посвященное проблемам в системе помощи онкобольным. Разбирая обращения граждан, Светлана Агапитова посетила ключевые медицинские учреждения нашего города, работающие с этой категорией пациентов (Городской клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический) имени Н.П. Напалкова и Городской клинический онкологический диспансер). Побывала она и в недавно созданных центрах амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), представляющих собой первичное звено приема раковых больных.
Знакомясь «на земле» с действующей системой, Светлана Агапитова сформулировала ряд проблем, мешающих эффективно оказывать помощь онкологическим пациентам. Обсудить их она предложила Комитету по здравоохранению. В рабочем совещании приняли участие заместители председателя Андрей Сарана и Дмитрий Мотовилов, а также другие представители ведомства.
Непростой разговор начали с самого важного – маршрутизации. Человек, в отношении которого появились подозрения на онкологическое заболевание, должен направляться к специалистам по определенной схеме. И такой маршрут нормативной базой определен, но вот на практике не всегда срабатывает.
Как должно быть?
Первичное звено представлено ЦАОПами – там проводят обследования и консультации врача-онколога. Далее, пациент направляется в одно из так называемых «якорных» учреждений, в которых уточняют диагноз и на консилиуме специалистов назначают лечение. Таковыми, например, являются Городской клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический) имени Н.П. Напалкова или Городской клинический онкологический диспансер.
Далее все зависит от разновидности заболевания, стадии, тяжести и т.д. Пациент помещается в стационар или проходит терапию амбулаторно. После активной фазы лечения гражданина наблюдают специалисты ЦАОПа по месту жительства.
Как бывает…
На деле эта маршрутизация далеко не всегда работает. Самый распространенный сбой – пациент не попадает в якорное учреждение. Чаще всего это происходит из-за очереди в ЦАОПы. Когда человек, с подозрением на рак, узнает, что на первичный прием он попадет лишь через месяц-полтора – он идет туда, где его принимают без направления. В том числе это и коммерческие клиники, некоторые из которых, кстати, работают по ОМС.
Бывает, что сбой происходит и не из-за очереди в ЦАОП, а потому, что там изначально дали направление не туда, куда требует маршрутизация.
Однако, как говорят специалисты, успех лечения очень зависит от комплексного подхода, а обеспечить его могут только «якорные» учреждения. Вместо этого пациент получает лишь фрагменты из общего набора необходимой ему медицинской помощи. Если этого оказалось достаточно, то можно считать – повезло. Как правило же, такие пациенты, помыкавшись по разным клиникам, все равно попадают в «якорные» учреждения, но в куда более худшем состоянии из-за упущенного времени.
В чем причины?
Такая картина существующей в этой сфере реальности, сложилась у петербургского Уполномоченного в процессе изучения жалоб горожан и бесед со специалистами. Представители Комитета по здравоохранению согласились, что подобный порядок вещей, к сожалению, имеет место быть. Очереди в ЦАОПах отдельных районов достигают 45 дней. Да и прямые нарушения маршрутизации случаются.
Корректируют подобные сбои в индивидуальном порядке, разбирая каждую ситуацию и проводя работу со специалистами на местах. Первый заместитель председателя комздрава Андрей Сарана предложил Светлане Агапитовой оперативно сообщать о таких случаях, чтобы ведомство принимало меры.
Справиться с очередями, конечно, сложнее в силу объективных трудностей, таких как нехватка специалистов. Тем не менее, в отдельных районах есть положительные практики, позволяющие сокращать время ожидания. По словам представителей комитета, они изучаются и по возможности будут тиражироваться.
Увязли в «матрице»
Другая серьезная проблема, сказывающаяся на эффективности работы системы оказания помощи онкологическим больным – отсутствие единого информационного контура. И сложность не в отсутствии соответствующих «электронных» продуктах, а в их многообразии. Из-за этого оперативного обмена информацией о пациенте между учреждениями фактически нет. А время и силы специалистов на внесение данных расходуются ощутимо.
Для решения этого вопроса решили обратиться к опыту Москвы. Использующаяся там система хорошо зарекомендовала себя на практике и в настоящее время обсуждается ее внедрение в Санкт-Петербурге.
Обсудили на совещании и более частные проблемы, о которых Светлане Агапитовой стало известно из обращений граждан. Например, один из пациентов, выписанный из стационара, не смог оформить себе больничный. Участковый терапевт отправлял его для этого в ЦАОП, а человек физически не мог туда дойти, поскольку после терапии самостоятельно передвигался с большим трудом. Представители комитета взялись разобраться в ситуации. Они сообщили, что в таком состоянии гражданина выписывают с «открытым» больничным, который должен продлевать участковый терапевт. Также, они пояснили, что функционал ЦАОПа предполагает в том числе и выход специалиста на дом в рамках диспансерного наблюдения.
«Меня очень порадовал такой конструктивный подход Комитета по здравоохранению, - говорит Светлана Агапитова. – Ведь тут важно не закрывать глаза на объективно существующие проблемы, а искать пути их решения. Изучая систему помощи онкобольным, я убедилась, что в городе делается очень многое – устанавливается современное оборудование, закупаются необходимые препараты, практикуются передовые методы лечения. И вопрос не в обеспечении, а больше в организации. Любая сложная система нуждается в настройке и для этого надо получать обратную связь.
Вникая в нюансы маршрутизации, я не задавалась целью кого-то ругать или критиковать. Мне кажется, что очень важно разбирать все претензии пациентов и воспринимать их не как оскорбления, а как руководство к действию, чтобы совершенствовать то, что уже сделано.
Хорошо, что комздрав выразил готовность к такому сотрудничеству, думаю, что из обращений петербуржцев мы сможем получить еще много полезной информации и отрегулировать то, что дает сбой».