Сегодня на заседании Санкт-Петербургской избирательной комиссии было принято решение «О разъяснении о порядке проведения агитационных и иных мероприятий при сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». Разъяснения, в частности, направлены на предупреждение нарушений избирательных прав граждан из-за неверной квалификации сотрудниками правоохранительных органов действий сборщиков подписей и агитаторов по статье 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) и статье 5.12 КоАП РФ (изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах). По оценкам Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Александра Шишлова, недавние примеры безосновательных задержаний полицией сборщиков подписей, которые действовали в соответствии с законодательством о выборах, фактически являются воспрепятствованием реализации конституционного права граждан быть избранными в органы государственной власти. Для принятия мер по пресечению подобной противоправной практики омбудсмен обратился к руководству ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Горизбирком в своих разъяснениях поддержал правовую позицию Уполномоченного, отметив, что «без сбора подписей избирателей и предвыборной агитации невозможна полноценная реализация конституционного права быть избранным».
В утвержденном Горизбиркомом документе отмечается, что в ходе сбора подписей кандидаты и избирательные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в любых формах и любыми методами, кроме тех, которые прямо запрещены законом, в том числе с учетом действующих санитарно-эпидемиологических ограничений. А в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора для профилактики рисков, связанных с продолжающейся пандемией коронавируса, пункты сбора подписей надлежит организовывать вне помещений – на свежем воздухе, государственным органам и избирательным комиссиям – оказывать в этом содействие участникам избирательного процесса.
В решении Горизбиркома прямо указано, что проведение предвыборной агитации не в форме митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не требует уведомления органов исполнительной власти в порядке, установленным Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Соответственно, не требуют уведомления агитационные мероприятия в ходе сбора подписей на уличных пунктах, организованных кандидатами и избирательными объединениями.
Отличие уличного пункта сбора подписей (в том числе с использованием для этих целей столов и стульев) от пикета Горизбирком разъясняет с использованием понятия «пикетируемый объект» (конкретный объект материального мира, ради которого или с целью формирования общественного мнения о котором проводится публичное мероприятие). Санкт-Петербургская избирательная комиссия наконец поддержала правовую позицию Уполномоченного, неоднократно озвученную им в ходе предыдущих избирательных кампаний, что мероприятие по сбору подписей, при котором пикетируемый объект не может быть определен, не должно рассматриваться в качестве пикетирования.
Уличный пункт сбора подписей. Фото из Instagram Саввы Федосеева. 15 июля 2021 года сборщики подписей в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга были задержаны и доставлены в отдел полиции № 64 (составлены протоколы по статье 5.12 КоАП РФ).
В разъяснениях Горизбиркома также приведен перечень запретов на предвыборную агитацию, выпуск и распространение любых агитационных материалов, в том числе:
-
лицам, замещающим государственные и выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебногоположения;
-
лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и(или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
Ранее и в Горизбирком, и к Уполномоченному поступила жалоба одного из кандидатов в депутаты Законодательного Собрание на использование «административного ресурса» при сборе подписей. По данному обращению омбудсменом была инициирована прокурорская проверка.
Для предупреждения в дальнейшем нарушений избирательных прав граждан кроме территориальных избирательных комиссий разъяснения Горизбиркома направлены в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в Администрацию Санкт-Петербурга.