Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Александр Шишлов: «Пресловутый муниципальный фильтр, на мой взгляд, противоречит конституционной самостоятельности и отделенности местного самоуправления от государственной власти»

21 февраля 2019

21.02.2019

Сегодня в Государственном музее политической истории России состоялась встреча председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллы Памфиловой с петербургскими участниками избирательного процесса. С обзором проблем, выявленных в Санкт-Петербурге в ходе кампании по выборам Президента Российской Федерации 2018 года, и рекомендациями по их устранению на встрече выступил Уполномоченный по правам человека Александр Шишлов.

В президиуме (слева направо): Петербургский омбудсмен Александр Шишлов, глава ЦИК Элла Памфилова и председатель Горизбиркома Виктор Миненко.

Текст выступления Александра Шишлова:

Избирательные права относятся к категории фундаментальных прав человека и их защита непосредственно входит в компетенцию Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.

В частности, мониторинг соблюдения избирательных прав граждан осуществлялся в 2018 году в период проведения выборов Президента РФ. Итоги этой работы представлены в Специальном докладе Уполномоченного, который в ближайшее время будет опубликован.

Так, широкий общественный резонанс вызвала информация о сотнях тысяч фиктивных заявлений о голосовании по месту пребывания избирателей, послужившая основанием для негативной оценки деятельности избирательной системы Санкт-Петербурга со стороны ЦИК России, в том числе председателя Э.А. Памфиловой.

ЦИК России инициировала проверку применения избирательными комиссиями Санкт-Петербурга законодательства о выборах в части организации голосования избирателей по месту их нахождения. Материалы о нарушениях переданы в правоохранительные органы. Однако официальная информация об итогах проверки до сих пор не опубликована.

При этом  председатели ряда территориальных избирательных комиссий покинули свои посты, но  истинные причины отставок не названы (председатель ТИК № 5 освобождена от должности решением СПбИК за нарушения, допущенные при формировании УИКов, председатели ТИКов №№ 3, 10, 23, 29 добровольно сложили полномочия, при этом бывший председатель ТИКа № 3 позже назначен на должность председателя ТИКа № 23). Поэтому сегодня нет уверенности, что аналогичные нарушения не повторятся при организации голосования по месту нахождения избирателей на выборах губернатора Санкт-Петербурга 2019 года.

Своевременное расследование, опубликование и общественное обсуждение нарушений и их причин, обязательное привлечение виновных к ответственности – это необходимые условия для предотвращения аналогичных нарушений в будущем, для преодоления укоренившегося недоверия людей к избирательной системе.

Опыт 2018 года показывает, что для защиты от нарушений при голосовании по месту нахождения необходимо утверждение ЦИК  порядка его проведения соответствии с пунктом 16 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), учитывающего опыт такого голосования на выборах Президента РФ. Необходимы изменения как технические (например, считать действительным не первое, а последнее заявление избирателя в случае подачи им нескольких заявлений о голосовании по месту нахождения), так и содержательные (например, обеспечение общественного контроля за всеми этапами оформления и обработки заявлений о голосовании по месту нахождения).

В сентябре 2019 года в Санкт-Петербурге состоятся  выборы депутатов органов местного самоуправления.

Одной из основных причин нарушений избирательных прав на петербургских муниципальных выборах 2014 года было отсутствие доступа к информации об избирательных комиссиях муниципальных образований (далее – ИКМО) и к их решениям. Дело доходило до того, что невозможно было найти места расположения ИКМО, узнать часы их работы, а в часы работы – попасть в них. Я лично сталкивался с такими ситуациями и стоял у закрытых дверей ИКМО.

Ситуация с доступом к информации об ИКМО, о муниципальных правовых актах, касающихся организации выборов, остается неудовлетворительной и в настоящее время.

Так, мониторинг, проведенный моими сотрудниками, показал, что ни одна из ИКМО Санкт-Петербурга не имеет собственных сайтов (по состоянию на 01.01.2019). На официальных сайтах 12-и из 104 муниципальных образований информация об ИКМО полностью отсутствовала. На 30 сайтах МО не был указан адрес ИКМО, на 89 – время работы комиссии, на 36 – номер контактного телефона и адрес электронной почты. 

Такая ситуация отчасти порождается неполнотой правового регулирования в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности ИКМО. В отличие от избирательных комиссий, являющихся государственными органами, на ИКМО не распространяются правовые нормы, конкретизирующие способы информирования граждан, в том числе через Интернет. Это создает благоприятные условия для грубых нарушений и произвола, что мы и видели на выборах 2014 года.

Полагаю, что пробелы правового регулирования могли бы быть устранены ЦИК России посредством издания Инструкции, регламентирующей деятельность избирательных комиссий по обеспечению доступа к информации об их деятельности (в соответствии с пунктом 13 статьи 21 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ЦИК России в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения данного Федерального закона, обязательные для исполнения).

Допущенные в 2014 году нарушения привели к отставке председателя СПбИК, после чего между Горизбиркомом и Уполномоченным было заключено соглашение о взаимодействии. Наша совместная работа способствовала предотвращению конфликтов и профилактике правонарушений в период избирательной кампании 2016 года, хотя и тогда было отмечено немало проблем, препятствующих реализации избирательных прав граждан.

Для поиска путей преодоления этих проблем по моей инициативе, поддержанной СПбИК, в декабре 2016 года в городе начала работу межведомственная рабочая группа по разработке предложений, направленных на совершенствование избирательного законодательства и практики его применения (в ее работе участвовали депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, члены СПбИК, сотрудники ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, должностные лица Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга, Комитета территориального развития Санкт-Петербурга, администраций районов Санкт-Петербурга).

Рабочей группой подготовлен целый ряд предложений, из которых пока реализована лишь часть. Так, значимой и, к сожалению, нерешенной проблемой остается фактическая невозможность реализации права на проведение агитационных публичных мероприятий.

Задолго до начала избирательной кампании по выборам Президента РФ я предлагал органам исполнительной власти Санкт-Петербурга ввести разграничение между агитационными публичными мероприятиями и такой формой агитационной деятельности, как распространение печатной продукции и других агитационных материалов. Уже в период проведения кампании вниманию участников избирательного процесса были представлены разработанные юристами аппарата Уполномоченного методические материалы «Соблюдение прав граждан при организации и проведении агитационных публичных мероприятий» с обоснованием необходимости указанного разграничения. К сожалению, эти рекомендации не были реализованы, что приводило к конфликтам и нарушениям избирательных прав.

В период проведения в Санкт-Петербурге кампании по выборам Президента РФ представители штабов большинства кандидатов жаловались на необоснованные отказы в согласовании места и/или времени проведения агитационных публичных мероприятий. Проведенные мной и моими представителями проверки показали, что районные администрации использовали надуманные и не предусмотренные законом основания для отказов.

Одной из причин, порождающих такие нарушения, является отсутствие в законодательстве о выборах специальных правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения агитационных публичных мероприятий и отсылка к Федеральному закону от 19.06.2004 № 54-фз. В итоге организация агитационных мероприятий попадает в зависимость  от исполнительной власти, что лишь усиливает влияние «административного ресурса».

Полагаю, что внесение в Федеральный закон N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изменений, устанавливающих особый, контролируемый избирательными комиссиями, порядок организации и проведения агитационных публичных мероприятий, будет способствовать обеспечению равных прав для всех участников выборов. Это предложение я адресую ЦИК, а Горизбиркому в преддверии выборов 2019 года предлагаю использовать имеющийся положительный опыт и активизировать взаимодействие с Уполномоченным в сфере контроля за соблюдением избирательных прав граждан.

В сентябре мы будем выбирать губернатора Санкт-Петербурга. Очевидно, что необходимым условием демократических выборов является не только техническая организация избирательного процесса, но и обеспечение возможности сделать содержательный и осознанный выбор на основе конкуренции, публичной дискуссии, сравнения альтернативных программ развития города, выбора приоритетов.  Однако сегодня нет уверенности, что такие возможности у петербуржцев будут.  Прежде всего это связано с пресловутым «муниципальным фильтром» (который, на мой взгляд, вообще противоречит конституционной самостоятельности и отделенности местного самоуправления от государственной власти). Новая редакция Закона Санкт-Петербурга от 26.06.2012 № 341-60 «О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга – Губернатора Санкт-Петербурга» установила максимально жесткий вариант «муниципального фильтра» (10 %). Еще есть время его изменить, тем более, учитывая внесенный в Государственную Думу законопроект В.П. Лукина и недавно высказанную позицию «Единой России» о необходимости снижения порога.   Полагаю, что минимальным необходимым условием для того, чтобы предстоящие  выборы губернатора Санкт-Петербурга могли быть названы демократическими, честными и открытыми, является прохождение «муниципального фильтра» и регистрация  всех кандидатов от политических партий, представленных в петербургском парламенте и решивших выдвинуть своих кандидатов. Только в этом случае можно будет говорить о соблюдении избирательных прав граждан.





Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00