Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Дворцовый госпиталь «с областной судьбой»: его сегодняшние будни и здоровые амбиции

11 февраля 2025

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге продолжает изучать опыт организации в стационарах города отделений сестринского ухода, а также сопровождаемой госпитализации из психоневрологических интернатов и работы социальных подразделений по восстановлению документов бездомных немощных пациентов для их дальнейшего жизнеустройства.

На этот раз Светлана Агапитова побывала в Городской больнице № 38, в которой все интересующие Уполномоченного направления активно развиваются, а единственный социальный работник многопрофильного стационара буквально ставит рекорды по подготовке своих подопечных к переводу в государственные учреждения. Без экскурса в историю, разумеется, тоже не обошлось, ведь она у Царскосельского дворцового госпиталя, в советское время получившего имя одного из создателей системы здравоохранения СССР, наркома Н.А. Семашко, богатейшая.

Историческое наследие со всеми вытекающими…

С истории старейшей не только в Пушкине, но и во всем Петербурге больницы, собственно, и началось знакомство Уполномоченного по правам человека с главным врачом стационара Александром Панфиленко. Он признался, что готовился к встрече со Светланой Агапитовой, не только как с Уполномоченным по правам человека, но и как с известной журналисткой и ведущей Ленинградского телевидения, припомнил, что почти 30 лет назад на одной из телезаписей видел ее вживую. Поэтому, наверное, главный врач заметно нервничал, начал рассказывать про стационар буквально с истоков. И сначала даже больше походил на красноречивого экскурсовода, нежели на руководителя медицинского учреждения.

Ну, если без шуток, доставшееся Александру Федоровичу историческое наследие (причем не только постройки, но и два парка, каждый по шесть гектаров), охраняется КГИОП. Отсюда вытекают сложности с ремонтом зданий-памятников и даже кронированием тополей, посаженных тут уже в советское время. Но трудности эти главврача не пугают. И ремонтные работы и приведение зеленых насаждений в порядок идут, в чем лично убедилась Светлана Агапитова, хоть и не так быстро, как хотелось бы.

Центральное фойе главного корпуса, 1852 года постройки, на Госпитальной улице явно нуждается в косметическом ремонте – от постоянных протечек в некоторых местах уже отваливается штукатурка. Но всему, как говорится, - свое время. В первую очередь привели в порядок отделения.

Во время визита Уполномоченного ремонт шел в коридорах гинекологического отделения (палаты уже отремонтированы). На вопрос, заданный Светланой Агапитовой пациенткам, не мешает ли им покраска стен, те ответили, что нет. Запаха краски действительно не чувствовалось. Строителей было не слышно, работали быстро и аккуратно.

На плановый ремонт крыши и фасада отделения сестринского ухода (Павловское шоссе, 14), на который, честно говоря, уже страшно смотреть, в этом году должно быть выделено финансирование. Здание построено в конце 19 века для Царскосельского детского санатория и остро нуждается в реставрации как снаружи, так и местами внутри (входная зона, лестничные пролеты). Палаты, процедурные кабинеты и санузлы в хорошем состоянии.

Но немного об истории. В этом году будет 212 лет со дня открытия в Царском Селе комплекса деревянных зданий больницы и богадельни. 173 года назад здесь начал свою работу каменный госпиталь Дворцового ведомства. История создания и развития больницы связана с именами Екатерины I, Елизаветы, Екатерины II, Александра I, Николая I и Николая II. Императрица Александра Федоровна и великие княжны Ольга и Татьяна работали в госпитале сестрами милосердия в годы Первой мировой. Александра Федоровна лично ассистировала во время операций княжне Вере Гедройц – одной из первых женщин-хирургов в России и мире (в 1909 году Вера Игнатьевна была принята на должность старшего ординатора дворцового госпиталя, во время войны стала его главврачом).

А первым старшим врачом больницы и богадельни был Франц Пешель, более известный как лицейский доктор. Он, кстати, лечил Александра Сергеевича Пушкина во время его учебы в Царскосельском лицее.

До революции все здесь было передовым – и один из первых водопроводов, и рентгеновский аппарат (изобретен рентген был в 1895 году, а два года спустя его уже делали в дворцовом госпитале).

Тут работали светила не только медицины, но и выдающиеся архитекторы, садовники. В саду больницы росло пять тысяч розовых кустов. Сейчас тут, в основном, старинные дубы и посаженные в советское время тополя. Отдельная головная боль руководства больницы – покос травы на 12 гектарах. Садовника в штате, как нетрудно догадаться, нет, с дворниками – не все гладко, текучка.

Светлана Агапитова предложила подать заявку в Комитет по труду и привлечь к работам по уборке огромной территории больницы молодых людей, которым военная служба по призыву заменена на альтернативную гражданскую службу. Правозащитница привела известные ей примеры успешного сотрудничества стационаров с гражданами, направленными на АГС.

Александр Панфиленко заинтересовался этим предложением Уполномоченного.

«А еще у Вас через дорогу от второй площадки, где гериатрическое отделение и сестринский уход, психоневрологический интернат № 4, - напомнила Светлана Агапитова. – Многие подопечные интернатов очень хотят и готовы работать, но с трудоустройством проблемы у них, как правило. Может быть, узнать, кто там подойдет на Ваши свободные вакансии»?

Главврач обещал подумать, но выразил некоторые сомнения, так как труд в больнице тяжелый у дворников, а ответственность…

Рассказал Уполномоченному Александр Панфиленко и про работу госпиталя после революции, и про годы фашистской оккупации, и про послевоенное восстановление и возвращение к мирной жизни, и про организатора советской системы здравоохранения Александра Николаевича Семашко, чье имя получила больница.

Показав на портрет Семашко в собственном кабинете, главврач сообщил Светлане Агапитовой и ее коллегам, что нарком в больнице никогда не был.

Понятно, что после того, как Царское Село перестало быть императорской резиденцией, жизнь в госпитале и в его окрестностях стала совсем другой. Тихой пригородной… Не до передовых достижений медицины, современного оборудования. Но жителям Пушкина необходима была многопрофильная больница с роддомом. И бывший дворцовый госпиталь стал рядовым советским стационаром полного цикла. Как говорится, великим... с областной судьбой.

В постсоветские времена репутация больницы то улучшалась, то ухудшалась. Еще не так давно «попасть в Семашко по скорой» считалось большой неудачей. На сегодняшний день это далеко не так. В рейтингах пациентов на ведущих интернет-площадках больница последние несколько лет занимает одно из первых мест (в тройке лидеров регулярно). Во многом это заслуга Александра Панфиленко, возглавившего стационар в разгар эпидемии коронавируса, и собранной им команды.


Куда ведут здоровые амбиции

Александр Панфиленко пришел в больницу Семашко в 2020 году. Справляться с ковидом ему явно помогал предыдущий опыт работы во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова и Научном центре радиологии и хирургических технологий (сейчас РНЦРиХТ им. Гранова).

Коронавирус никуда не делся и сейчас. В минувшем году сложная эпидемиологическая ситуация сохранялась с февраля по сентябрь, но больница работала и продолжает работать в штатном режиме. Сегодня в «красной зоне», помимо пациентов с ковидом, лечатся больные гриппом и пневмонией.

С приходом Александра Панфиленко и привлеченных им специалистов в больнице начала активно развиваться травматологическая помощь и хирургия (эндопротезирование, артроскопия суставов), проводиться уникальные операции (в частности, гинекологические). Работают здесь врачи разного профиля, в том числе высшей квалификации, кандидаты и доктора медицинских наук. Судя по рейтингу пациентов, есть настоящие звезды (акушеры, гинекологи, неврологи, эндокринологи, отоларингологи, травматологи, хирурги), работа которых оценивается от 4.8 до 5-ти баллов.

С одним из лидеров рейтинга Светлана Агапитова познакомилась, осматривая 2-е хирургическое отделение. Это его заведующий, хирург, проктолог и онколог Александр Кривов.

«Как Вы таких профессионалов к себе на работу заманиваете?» - спросила правозащитница у главврача.

«Я талантливых и амбициозных врачей пригласил возглавить отделения больницы, а они мое доверие оправдывают, судя по нашим результатам», - был ответ.

В больнице предоставляется широкий спектр диагностических услуг, среди которых особо выделяется лучевая диагностика. Здесь можно пройти рентгенографию, рентгеноскопию, УЗД и компьютерную томографию.

Компьютерная томография проводится при помощи нового, передового аппарата SOMATOM Emotion 16, который главный врач с гордостью продемонстрировал Светлане Агапитовой.

Доза лучевой нагрузки в аппарате снижена, поэтому обследование не опасно для здоровья. Этот томограф представляет собой систему, обеспечивающую съемку с конфигурацией 16 срезов, что дает исключительное качество получаемых изображений при значительном пространственном разрешении. При этом значение последнего возрастает на 68% при той же лучевой нагрузке.

Обсудила правозащитница с главным врачом и практику госпитализации в больницу из психоневрологических интернатов. Интересовало Светлану Агапитову, сопровождают ли таких пациентов сотрудники ПНИ.

Александр Панфиленко пояснил, что госпитализируют пациентов из интернатов без сопровождающих. К тем, кому впоследствии требуется помощь в уходе, приезжают специалисты ПНИ и при необходимости находятся со своими подопечными с утра до вечера. У больницы есть договоры со всеми городскими интернатами, регламентирующие такое сопровождение.

В 2024 году здесь проходило лечение порядка ста пациентов из семи ПНИ. Из них только пять человек нуждались в уходовой помощи сотрудников интерната (фактически они выполняли роль сиделок), остальные передвигались и принимали пищу самостоятельно.

Светлана Агапитова вместе с главврачом прошлась по внушительной территории главной площадки больницы на Госпитальной улице, оценила зоны отдыха, обратив внимание на удобную скамью у роддома и обнесенные красно-белыми лентами деревья (их уже подготовили к кронированию под контролем органов надзора), поблагодарила Александра Панфиленко за прием и отправилась на вторую площадку – знакомиться с отделением сестринского ухода. Сопровождал Уполномоченного заведующий отделением Максим Гаврик.

 

Гериатрия и сестринский уход

На второй площадке больницы Семашко (Павловское шоссе, 14), помимо отделения сестринского ухода, работает и гериатрическое. С 1899 по 1907 годы здесь был Царскосельский санаторий для бедных детей, а в советские годы – детский туберкулезный санаторий. Территория огромная (шесть гектаров, как и на Госпитальной улице) – прекрасный парк, от санатория остался теннисный корт. Правда, он, мягко говоря, не востребован. Контингент больницы – соответствующий.

Во время визита Уполномоченного по парку бодро шагала одна пожилая женщина – занималась скандинавской ходьбой. Больше никого из гуляющих Светлана Агапитова и ее коллеги не встретили, хотя погода была хорошей.

Гериатрическое отделение было открыто в 2009 году (раньше тут была Городская гериатрическая больница). В настоящее время на отделении 45 круглосуточных коек и пять коек дневного стационара. Небольшие корпуса отделения были полностью отремонтированы и укомплектованы к 2017 году.

В настоящее время на отделении 45 круглосуточных коек и пять коек дневного стационара.

Отделение сестринского ухода открыто в 2015 году. Здесь 106 коек. Все они заняты. Очередь из желающих сюда попасть – месяц. Палаты разные (от двухместных до восьмиместных).

Про необходимость ремонта и его перспективы написано выше. Палаты отремонтированы, отделение укомплектовано новой медицинской мебелью, функциональными кроватями, средствами по уходу за маломобильными пациентами.

Поддерживающую терапии и паллиативную помощь тут получают пациенты с неизлечимыми, угрожающими жизни и тяжело протекающими заболеваниями (преимущественно почтенного возраста).

Из тех, кто в сознании, на персонал и условия Уполномоченному никто не жаловался. Одна пациентка посетовала, что темновато в помещении и огромные панорамные окна с видом на парк надо бы помыть. Медицинская сестра пояснила, что яркий свет мешает соседке той дамы, которой не хватает света, просьбу помыть окно записала, но сделают это теперь не раньше весны.

С обострениями и прогрессированием заболеваний пациентов отделения сестринского ухода помогает справляться то, что больница Семашко многопрофильная. Есть и реанимация, и медицинская реабилитация, и… В общем, полный, так сказать, замкнутый цикл.

Познакомилась Светлана Агапитова на отделении с единственным социальным работником больницы Аллой Вороновой, той самой, которая опережает коллег из городских стационаров по подготовке своих бездомных и недокументированных подопечных к жизни вне стен больницы.

За прошлый год, благодаря ее работе, была разработана 51 индивидуальная программа социального обслуживания, установлено 48 инвалидностей с индивидуальными программами реабилитации и абилитации. Четырем гражданам удалось восстановить паспорта РФ.

Алла Воронова говорит, что успешно взаимодействует со всеми районными социальными структурами. Из ЦОСО на отделение специалисты сами приходят. С подготовкой пакета документов для медико-социальной экспертизы по установлению инвалидности тоже налажен процесс. Необходимые для МСЭ обследования проводятся на первой площадке больницы, помогает, опять же, ее хорошая диагностическая база. Есть, по словам соцработника, задержки во взаимодействии с правоохранительными органами. Но они, как известно, есть везде.

Максим Гаврик уточнил, что специалисты отделения в Пушкинском районе знают практически всех одиноких и нуждающихся в уходе стариков, и тех, у кого есть родственники, но не заботятся о них, и, конечно, тех, близкие которых приходят в больницу регулярно, помогают. Бездомные тут тоже свои, всем известные, как правило. Поэтому с восстановлением документов вопросов возникает немного. Но бывают тяжелые случаи.

Есть на отделении одна пациентка, которая много лет бродяжничала, жила по чужому паспорту, его кто-то подарил. Ее личность установили, в гражданство РФ она, как выяснилось, никогда не вступала, сейчас в процесс оформления, но он, по объективным обстоятельствам, небыстрый.

Похожую историю вспоминал главный врач больницы. Женщина была из Волгоградской области, поступила с чужими документами, а потом выяснилось, что она в розыске… С документированием таких пациентов бывают сложности, но соцработник больницы говорит, что справляется. Правда, максимальные сроки пребывания на отделении никто не отменял и в таких случаях (до 70 дней).

Но есть у больницы и гериатрия, и другие отделения, куда при необходимости и по показаниям переводят пациентов сестринского ухода. Коллегам из других стационаров тоже тут помогают. Недавно из 26-й больницы перевели бездомных, которых там лечили. Не на улицу же их выписывать…

А еще больница устраивает собственные благотворительные ярмарки. Сотрудники сами делают домашние заготовки, шьют, вяжут. Перед Новым годом заработали на ярмарке в ДК Царскосельский 77 тысяч рублей и купили подарки своим одиноким и брошенным пациентам. Дружит больница с кадетской школой, расположенной по соседству. Кадеты для пациентов организовывают концерты, праздники.

Комментарий Светланы Агапитовой

«У меня очень хорошее впечатление от обеих площадок больницы Семашко. Видно, что работают здесь на совесть - и руководство, и медицинский персонал, и соцработница-героиня.

Надеюсь, все амбициозные планы главврача, а также молодых и талантливых заведующих отделениями будут реализованы.

Главное мое пожелание – чтобы ремонт много где еще (прежде всего на отделении сестринского ухода) скорее начали и завершили. Если возникнут с этим трудности, мы с коллегами готовы подключиться».



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00