Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

«Город должен субсидировать те услуги НКО, которые действительно нужны»

09 января 2025

Ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга выделяются средства на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций*. В зависимости от сферы деятельности, НКО могут подать заявку на получение субсидии в Комитет по молодежной политике, Комитет по физической культуре и спорту, Комитет по социальной политике, Комитет по культуре и т.д. В каждом из ведомств работает конкурсная комиссия, которая оценивает поступившие предложения, определяет победителей и размер гранта, который получит та или иная организация.

Светлана Агапитова не первый год входит в состав Комиссии по предоставлению субсидий при Комитете по социальной политике. За это время Уполномоченным накоплен достаточно большой опыт, который позволил проанализировать принцип работы коллегиального органа и сформулировать ряд предложений по его усовершенствованию.

Предварительно Светлана Агапитова и руководители профильных отделов ее аппарата Светлана Раковская и Екатерина Шабанова решили донести свои мысли до представителей исполнительного органа, непосредственно отвечающих за реализацию постановления о предоставлении субсидий, - начальника Управления по взаимодействию с социально ориентированными некоммерческими и общественными организациями Игоря Фещенко и начальника отдела по поддержке социально ориентированных НКО Александры Николаевой.



Каждый год Правительство Санкт-Петербурга принимает новое Постановление о порядке предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию общественно полезных программ. Планирование на 2025 год вышло на финишную прямую.  

«Мы внимательно изучили документ, и у нас есть свои предложения», - открыла встречу с представителями городской администрации Светлана Агапитова. В общей сложности, Уполномоченный озвучила порядка 7 вариантов изменений и дополнений в существующие порядки предоставления субсидий и рассмотрения заявок.

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга выделяет приоритетные направления, отмечая тем самым, какие общественно полезные программы и услуги городу нужнее. Из года в год перечень практически не меняется: профилактика социального сиротства, популяризация семейных ценностей, предоставление услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, поддержка женщин в трудной жизненной ситуации, социальная реабилитация/ адаптация ветеранов вооруженных сил и ветеранов боевых действий и пр.

При этом, как отметила Светлана Агапитова, многие значимые направления вообще выпадают. Сотрудники аппарата проанализировали обращения, поступающие в адрес Уполномоченного, и сделали вывод о нехватке следующих услуг:

✔️круглосуточное временное проживание для лиц без определенного места жительства, нуждающихся в медицинской помощи, в частности, не имеющих документов, удостоверяющих личность;
✔️дополнительные услуги по уходу за пожилыми и инвалидами на дому;
✔️сопровождаемое проживание для инвалидов и семей с родителями-инвалидами;
✔️сопровождение участников СВО и членов их семей;
✔️социальная реабилитация граждан (в том числе, несовершеннолетних), незаконно употребляющих наркотические и психотропные вещества;
✔️помощь в преодолении трудной жизненной ситуации гражданам, не относящимся к категориям, имеющим право на социальное обслуживание.

Например, Уполномоченному стало известно о 40-летней слепой женщине, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Раньше она жила с бабушкой, которая заботилась и содержала свою больную внучку. Но не так давно бабушка умерла, а женщина, совершенно не приспособленная к самостоятельной жизни, осталась в одиночестве, без оформленной инвалидности и без средств к существованию. Когда встал вопрос, кто может помочь немощному человеку со сбором документов и прохождением МСЭ, выяснилось, что никто из государственных учреждений. В этой ситуации как НКО могли бы взять на себя эту функцию.

Еще одна сложная категория -  лица без определенного места жительства. Помощь этим гражданам входит в число приоритетных направлений, однако размытая формулировка не позволяет городу получить от НКО именно ту услугу, которая требуется. К примеру, на субсидию заявляется организация, которая периодически кормит людей, не имеющих дома. А проблема временного проживания остается нерешенной.

«Остродефицитные направления должны иметь четкие формулировки. И, по необходимости, меняться год от года», - отметила Уполномоченный и ее помощники.
В этой связи предложено формировать направления в зависимости от приоритета и проводить отбор по каждому направлению отдельно. Это позволит привлечь больше соискателей, предлагающих значимые для города услуги. Если программа менее затратная, возможно, стоит снизить порог входа. Чтобы поддержку получали не только крупные организации с большими ресурсами, но и маленькие, если они также планируют закрывать особо значимые потребности уязвимых категорий горожан (дополнительные услуги по уходу на дому, стационарное пребывание бездомных, не имеющих документов, и т.д.).

Далее в разговоре обсудили порядок проверки дублирования предлагаемых к отбору услуг в отношении одной и той же группы населения при одновременной подаче заявки на получение субсидии в различные отраслевые комитеты. Высказали предложения по актуализации состава Конкурсной комиссии в части усиления ее экспертами в приоритетных направлениях.

Также Уполномоченный обратила внимание Комитета на недопустимость участия в конкурсном отборе НКО, организованных сотрудниками государственных учреждений, подведомственных Комитету.

Рассматривая заявки претендентов на получение субсидии, Уполномоченный и сотрудники ее аппарата столкнулись с тем, что разные НКО предоставляют разный пакет документов.

Уполномоченный предложила оптимизировать процесс рассмотрения заявок, разработав закрытый перечень и бланки документов. Это организует представителей НКО и значительно облегчит работу экспертов.

Светлана Агапитова: «Для некоторых некоммерческих организаций, работающих в социальном поле, поддержка государства важна, как воздух. Особенно, если речь идет о начинающих, малоизвестных или оказывающих низкопороговую помощь. Конечно, хотелось бы, чтоб заявлялись именно те, кто действительно хочет помогать людям. И для комиссии главным показателем должно быть не громкое имя и масштаб НКО, а эффективность работы в том приоритетном направлении, в котором нуждается город. И пока не закрыты стратегически значимые вопросы, мы не вправе размениваться на «дубли» и на разного рода увеселительные мероприятия.
Я направила письмо с нашими предложениями председателю Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Елене Фидриковой. Надеюсь, хотя бы часть наших предложений сможет реализоваться уже в этом году».




* Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ; Закон Санкт-Петербурга от 11 апреля 2011 г. N 153-41 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"





Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00