Светлана Агапитова завершила объезды конвойных помещений петербургских судов. Заниматься вопросом условий содержания в них Уполномоченный начала после жалобы одного из подстражных. Кроме того, с августа нынешнего года начался процесс подготовки изменений в нормативные акты, регулирующие данную сферу.
С конца августа Светлана Агапитова посетила все конвойные помещения. Заключительными стали Ленинский и Красносельские суды. Для одного характерны все «беды» размещения в историческом здании. А другой хоть и расположен на периферии, – ничуть не меньше страдает от дефицита места и с содроганием ожидает постройки метро…
Знакомство петербургского Уполномоченного с конвойными помещениями Ленинского суда произошло в процессе рассмотрения жалобы одного из подследственных. В своем обращении он написал о «бесчеловечных условиях содержания» в камерах, где подстражные дожидаются заседания, а потом конвоирования обратно – в следственный изолятор. Суть претензий сводилась к тесным помещениям, отсутствии горячего питания и стола, за которым можно было бы расположиться для приема пищи.
Камеры без статуса
Побывав в Ленинском суде, Светлана Агапитова убедилась – все именно так, как сообщал заявитель. Более того, претензии есть не только у подстражных, но и у конвойной службы. Их в меньшей степени тревожат бытовые лишения, которые они привыкли переносить стоически, а в большей – обеспечение противопобеговыми средствами, с которым тоже далеко не все благополучно. Представители конвойного полка регулярно проводят комиссионные обследования, составляя акты, где подробно отражаются все недостатки, требующие устранения.
Продолжая изучать эту проблему, петербургский Уполномоченный выяснила, что в ее основе лежит отсутствие статуса у конвойных помещений. Они не включены в перечень мест принудительного содержания, и требования к условиям в них законодательством не регламентированы.
В августе нынешнего года появился проект поправок к ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Предполагается, что в них люди смогут получить бесплатное питание и медицинскую помощь. Однако в отношении самих условий есть фраза «при наличии возможности», что не позволяет называть грядущие изменения требованиями.
Отремонтированные стены в ожидании новых шедевров
И все же, чтобы в преддверии происходящих законодательных изменений представлять ситуацию с состоянием конвойных помещений, что называется не понаслышке, Светлана Агапитова посетила все суды города. В финале этого объезда, Уполномоченный вновь заглянула туда, где все началось – в Ленинский суд.
Как и следовало ожидать, – кардинальных изменений не произошло. Разве что косметически обновили камеры – покрасили стены. Впрочем, следы новой «творческой волны» уже присутствуют, но не в таком количестве. Заполнение художественно-эпистолярным контентом начинается со стены в которой находится дверь – так больше шансов не попасться контролеру, который в разгар творческого порыва может заглянуть в глазок. Все-таки не зря утверждают специалисты – остановить художественную энергию подстражных можно лишь с помощью видеонаблюдения в камерах.
Остальных помещений конвойного блока преобразования не коснулись. В санузле – в се та же видавшая виды «чаша Генуя», а в комнате отдыха сотрудников со стены по-прежнему грозно взирает «Отец народов», несмотря на то, что суд – Ленинский…
Здесь имеется пять камер для содержания подстражных. По оценкам представителей конвойной службы, этого достаточно. Как правило, ежедневно сюда доставляют не более 5-7 человек. В день визита Уполномоченного ожидали четверых.
Условия посадки-высадки подстражных сравнительно нормальные, хоть и не идеальные. Шлюз, как и в большинстве судов отсутствует, но, зато есть запираемый внутренний двор.
Сейчас работают 12 судей из 15 положенных. Как и во всех дворцах правосудия, размещенных в историческом центре – места маловато. Зато, в залах заседаний, вместо мрачноватых «клеток» для подсудимых, установлены защитные кабины из ударопрочного стекла.
«Сажать некуда»
Красносельский суд примечателен многим. С одной стороны – катастрофический недостаток места и перегруженность судей, а с другой – видеонаблюдение в камерах конвойных помещений, чем могут похвастать лишь единицы…
Размещается Красносельский суд в здании бывшего общежития 1900-го года постройки. Во дворец правосудия оно переквалифицировалось в 1937 году.
Очевидно, что с тех времен население района существенно выросло и главным образом за счет новостроек. Как заметил в разговоре с петербургским Уполномоченным председатель суда Сергей Егоров, в последние годы количество жителей растет буквально в геометрической прогрессии. Естественно, пропорционально этому меняется и нагрузка на судей. Пожалуй, это единственные люди в Красном селе, которые воспринимают перспективу открытия здесь станции метро с легким ужасом.
«Тогда суд просто захлебнется. Люди уже сейчас у нас работают на пределе возможного», - пояснил опасения Сергей Егоров.
На 19 имеющихся залов заседаний приходится 20 судей. У них – 18 помощников, что тоже недостаточно. Но если увеличить штат, встанет вопрос организации рабочих мест, или говоря проще: «сажать некуда». Как бы двусмысленно не прозвучала эта фраза в суде…
К этому стоит добавить и архитектурные особенности здания, которое изначально предназначалось для общежития. Самый большой зал заседаний здесь размерами сравним с жилой комнатой в старом фонде. И как неприятный довесок к этому – существенные проблемы с вентиляцией. Последний ремонт здесь был в 2010-м году.
Когда недавно встал вопрос об организации слушаний по делу, в котором более 20 подозреваемых, пришли к выводу, что в здании суда их провести нереально. Пришлось договариваться о помещении в досуговом комплексе…
На вопрос о перспективах строительства нового здания здесь только вздыхают: «Они были лет 10 назад, причем – хорошие. Но по сей день так и остались лишь перспективами…»
У сотрудников конвойной службы тоже хватает проблем – этот суд считается одним из самых «побегоопасных». Во многом это связано с тем, что посадка-высадка подстражных происходит в открытом дворе с жилыми домами. Чтобы повысить безопасность, группу конвоирования усиливают кинологом с собакой. Кстати, о способностях четвероногих помощников рассказывают удивительные вещи. Сотрудники суда говорят, что эти собаки даже издалека без труда определяют подстражных и наблюдают только за ними, а обычных людей словно и не замечают.
В блоке конвойных помещений 8 камер. На момент визита Уполномоченного там находилось 12 человек. Светлана Агапитова побеседовала с гражданином, которого доставляют сюда не в первый раз. Жалоб мужчина не высказал, но согласился, что дорога от «Крестов» и обратно занимает изрядное количество времени.
Из бытовых условий можно отметить разве что чистые стены – неоспоримый эффект видеонаблюдения. В остальном – все как везде, включая вечную (в прямом и переносном смысле) чашу Генуя…
«Мы обобщим всю информацию, которую собрали, объезжая суды и направим в Управление Судебного департамента в Санкт-Петербурге, - говорит Светлана Агапитова. – Также я планирую встретиться с его руководителем Алексеем Сухих, чтобы определить приоритеты в решении этого комплекса проблем, особенно в свете меняющегося законодательства.
У меня нет иллюзий, что все это можно взять и разом изменить – многие вопросы связаны не только с финансированием, но и, например, с отсутствием места, как в центральных районах с исторической застройкой. Но для того, чтобы решить сложную проблему, нужно, как минимум, ее признать и осознать масштабы. А затем выделить самое важное и выстроить приоритеты.
Кроме того, имеет смысл обсудить и нормотворчество, которое могло бы поспособствовать решению этих вопросов».