Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Нет справки «установленного образца» - нет пенсии!

11 августа 2022

«Право на возобновление страховой пенсии по случаю потери кормильца отсутствует в связи с отсутствием справки образовательного учреждения установленного образца». Такой ответ из Пенсионного фонда получил 18-летний петербуржец, который имеет право на эту меру государственной поддержки до 23 лет, потому что учится очно. А какой «установленный образец» справки требовали от студента-сироты (и, главное, на каком основании) разбиралась Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова.

От третьего лица

За помощью в продлении выплаты Егору Ш. страховой пенсии по случаю потери кормильца к петербургскому обмудсмену обратилась его бабушка Нина Кондратьевна и рассказала о бедах, которые постигли ее семью. В январе 2020 года скоропостижно умер ее сын, а невестка из-за обострения болезни была признана судом недееспособной. Егору тогда было 17 лет, а его младшей сестре 13. И заботу о внуках взяли на себя бабушки.

«С Егором у нас никаких проблем не было вообще, сам старался справиться со всеми сложностями. Он - большой молодец, выиграл грант и вот уже год бесплатно учится на философском факультете Университета Палацкого в чешском городе Оломоуце. Хочет стать искусствоведом. Мы очень волновались, что после февраля 2022 года его могут отчислить, предлагали вернуться. Трудности были, конечно, еще и карту российскую заблокировали. Но он остался там учиться, - поделилась Нина Кондратьевна. - А вот продлить выплату пенсии по потере кормильца у внука не получилось (18 лет ему исполнилось 24 ноября 2021 года). Отказал наш Пенсионный фонд. Не понравилась справка из университета, а она у них стандартной формы. Я пыталась узнать, что можно сделать, но меня назвали третьим лицом…».

Изучив предоставленные Ниной Кондратьевной документы – справку чешского университета об обучении там Егора и решение об отказе ему в продлении пенсии по случаю потери кормильца после достижения 18-ти лет, юристы аппарата Уполномоченного, мягко говоря, удивились.

Согласно пункту 99 Перечня документов, необходимых для установления страховых пенсий (Приказ Минтруда России от 04.08.2021 № 538н), обучение граждан старше 18 лет по очной форме обучения в образовательных организациях, в т.ч. иностранных, подтверждается документами, выданными этими организациями. Выданная Егору Ш. чешским университетом справка об обучении отвечала требованиям российского пенсионного законодательства. В ней содержалась вся необходимая для продления выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца информация:

- наименования образовательной организации, факультета, учебной программы, тип обучения, форму обучения (очная);

- фамилия и имя заявителя, дата его рождения, адрес регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге;

- период обучения на первом курсе;

- дата выдачи справки, подпись, печать, штамп.

Перевод справки на русский язык был оформлен нотариально.

Однако должностным лицам Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области указанных сведений оказалось недостаточно для возобновления выплаты пенсии, потому что Егор предоставил справку не «установленного образца»: «В справке не указано полное имя обучающегося согласно документам (отчество), дата и номер приказа о зачислении, основания выдачи справки, расшифровка подписи должностного лица, подписавшего справку».

Не по ГОСТу

В связи с тем, что в действующем пенсионном законодательстве отсутствуют «установленный образец» и требования к содержанию справки об обучении, Светлана Агапитова обратилась к руководству Отделения ПФР с просьбой проверить правомерность отказа.

«Отсутствие в справке об обучении сведений, не влияющих на определение права на пенсию по случаю потери кормильца, не может являться основанием для отказа в ее назначении», - отмечалось в обращении Уполномоченного по правам человека со ссылкой на аналогичную правовую позицию Верховного Суда (Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.02.2018 № 58-КГ17-23).

Омбудсмен также напомнила, что территориальные органы ПФР должны оказывать гражданам содействие в истребовании недостающих сведений, необходимых для решения вопроса о назначении пенсии.

Полученный из Отделения ПФР ответ о правомерности отказа Уполномоченного огорчил. Представленные в нем «доводы», по мнению Светланы Агапитовой, не выдерживали критики.

«Установленным образцом» справки об обучении, выданной иностранной образовательной организацией, в территориальном органе ПФР со ссылкой на пункт 99 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, назвали ГОСТ Р 7.0.97-2016 («Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»). Хотя это не так. Пункт 99 Перечня вообще не содержит требований к документам, которые выдают образовательные организации. К тому же, международными документами не предусмотрено соблюдение иностранными организациями требований российского законодательства при выдаче справок об обучении (в частности, ГОСТ Р 7.0.97-2016).

Кроме оформления справки «не по ГОСТу» у Отделения были претензии к содержанию документа: «Информации о зачислении не имеется». Это при том, что в справке написано: «В учебном году, т.е. в 2021/2022 с 01.09.2021 по 31.08.2022, является студентом 1-го курса». По мнению Уполномоченного, эти сведения полностью подтверждают «информацию о зачислении».

Еще один «довод» Отделения, чтобы не принимать справку, выданную Егору, во внимание - документ «не содержит отчества и требует подтверждения принадлежности заявителю». Уполномоченный же считает, что при принятии решения о подтверждении принадлежности справки заявителю следует руководствоваться имеющимися в ней сведениями в их совокупности и здравым смыслом. В справке указаны фамилия и имя студента, дата его рождения и адрес регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге.

Здравый смысл победил

Не согласившись с позицией Отделения, Светлана Агапитова обратилась в защиту прав Егора в Правление Пенсионного фонда. Ответ на обращение Уполномоченного поступил из Исполнительной дирекции ПФР. В нем сообщалось, что документ об учебе, выданный Егору в Университете Палацкого, оформлен в установленном порядке, содержит реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством РФ, и принимается к производству в целях пенсионного обеспечения.

«Если данной информации было недостаточно для подтверждения обучения территориальному органу ПФР следовало дать заявителю соответствующие разъяснения и, учитывая положения пункта 2 статьи 10 Соглашения между Минтруда России и Минтруда Чешской Республики от 08.08.2014 года о применении Договора между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении от 08.12.2011 года, осуществить непосредственное взаимодействие с Чешским управлением социального обеспечения в целях истребования недостающих для принятия решения о возобновлении выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца документов», - отметили в Исполнительной дирекции ПФР и рекомендовали Отделению по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вернуться к рассмотрению обращения Егора Ш.

Рекомендация была воспринята. Отделением издано распоряжение о возобновлении выплаты Егору страховой пенсии с 1 августа 2022 года. Выплата пенсии с 24.11.2021 по 31.07.2022 также будет произведена в текущем месяце.

«Хорошо, что совместными усилиями нам удалось помочь конкретному человеку, - комментирует благополучное разрешение ситуации, в которой оказался Егор, Светлана Агапитова. – Надеюсь, разъяснения Исполнительной дирекции ПФР положительно повлияют на практику подтверждения в Санкт-Петербурге факта обучения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за пределами Российской Федерации».


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00