Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

По следам рейдов: Светлана Агапитова посетила Центр временного содержания иностранных граждан

22 августа 2023

Светлана Агапитова посетила Центр временного содержания иностранных граждан № 1 в Красном Селе. Поводом наведаться в хорошо знакомое Уполномоченному учреждение стала информация о рейдах, проведенных полицией на юге города, и массовых задержаниях иностранных граждан, нарушающих миграционное законодательство.

О работе

Начальник Центра Андрей Гавриляк не стал отрицать – количество иностранцев, ожидающих принудительного выдворения или депортации, увеличилось. Но заверил, что переполнения в ЦВСИГе нет. Списочная численность задержанных в день приезда Уполномоченного - 298 человек при максимальной вместимости – 336. Еще 80 граждан, помещены в Спецприемник на Захарьевской. Как обычно, на помощь пришли ЦВСИГи Северо-Запада.

Национальное разнообразие ЦВСИГа, как всегда, впечатляет. В нарушении российского миграционного порядка уличены граждане Алжира, Гамбии, Камеруна, Конго, Намибии, Италии, Кубы и т.д. В численном большинстве традиционно уроженцы Узбекистана и Таджикистана. По словам Андрея Гавриляка, в судьбе выходцев из стран СНГ активное участие принимают дипломаты, главы диаспор и даже представители духовенства.

Руководство Центра совместно с региональной службой судебных приставов стараются оперативно отправлять иностранцев, преступивших закон, на Родину. Период нахождения в ЦВСИГ составляет в среднем одну-две недели после вступления в силу решения суда. Однако есть непростые случаи. Подолгу задерживаются, к примеру, уроженцы стран Африки – нужно изыскать средства на дорогостоящую транспортировку и собрать группу нарушителей, чтобы организованно её сопроводить.

О людях

У каждого постояльца ЦВСИГ - своя непростая судьба: кто-то бежал в Россию от нищеты, кто-то – от политической обстановки. Некоторые просто приехали на заработки и решили остаться, пренебрегая нормами местного законодательства. Люди охотно делились с Уполномоченным историями из личной жизни и рассказывали о своих бедах. С некоторыми постояльцами Центра Светлана Агапитова уже была заочно знакома – к примеру, гражданин Исламского Эмирата Афганистан по имени М. в письменном обращении просил помочь ему с получением политического убежища. В аналогичной ситуации оказалась его соотечественница, о которой довольно много писали в СМИ. Девушка плохо говорит по-русски, но даже по обрывкам фраз понятно, что она боится преследования по возвращении на Родину.

Советник Уполномоченного Константин Шарыгин подробно разъяснил механизмы оспаривания судебных постановлений о принудительном административном выдворении и рассказал, как направить ходатайство о предоставлении временного убежища. Главное, чтобы иностранные граждане и их адвокаты своевременно подготовили необходимые документы.

На момент посещения в ЦВСИГе находилось 39 женщин. К Светлане Агапитовой подходили мамы, которых разлучили с детьми. Молодая гражданка среднеазиатской республики волновалась, чтобы двое малышей, временно помещенные дом ребенка, отбыли с ней на Родину одним рейсом. Другая мама переживала за судьбу своего 7-месячного сына, который по каким-то причинам «завис» в больнице. Биологический отец (имеющий российское гражданство) готов забрать мальчика, но фактически это сделать не может, поскольку не вписан в свидетельство о рождении.

Видеть материнские слезы тяжело. Тем более, что в ЦВСИГе появилась «Комната матери и ребенка» – настоящее достижение региональной системы МВД. Уполномоченный много лет призывала к гуманному отношению к семьям, и правоохранительные органы пошли навстречу.  Однако суды, вынося решения, по-прежнему разлучают матерей с детьми.

Об условиях

В целом, на женском этаже обстановка более непринужденная. Задержанные активно контактируют между собой, не взирая на языковые различия. К примеру, африканки общаются с азиатками на английском с вкраплением русских слов.

Условия тоже повеселее, чем в мужских отделениях. Комнаты декорированы самодельными украшениями, на стенах – картины, на подоконниках – цветы. Особого уюта добавляет присутствие кошки – обласканный четвероногий питомец в закрытом учреждении чувствует себя вполне свободно и комфортно. Чего сказать нельзя о задержанных гражданах: как бы ни старалось руководство ЦВСИГа, состояние помещений и бытовые удобства оставляют желать лучшего. Вся надежда – на ремонт, который обещают провести в начале следующего года.

Светлана Агапитова: «Если честно, после сообщений о массовых задержаниях я готовилась к худшему. Пока откровенных нарушений условий содержания и переполненных помещений я не увидела. Но положение дел в любой момент может измениться.

Огорчила ситуация с «Комнатой матери и ребенка». Среди женщин, с которыми я в этот день пообщалась, как минимум трое могли бы претендовать на ее заселение. Условия созданы. Однако дети, как субъекты права, по-прежнему не фигурируют в решениях суда о депортации или административном выдворении. Почему так происходит – будем выяснять».



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00