Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Права заключенных: петербургская ОНК отчиталась перед омбудсменом о проделанной работе

31 января 2023

В июне этого года вступят в силу изменения законодательства, направленные на совершенствование деятельности общественных наблюдательных комиссий, которые осуществляют контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания субъектов РФ. Из нововведений – расширение подконтрольных учреждений и ужесточение требований по их посещаемости самими членами ОНК. Прогульщики могут лишиться мандата. Но, судя по представленному петербургскому омбудсмену Светлане Агапитовой отчету о работе городской наблюдательной комиссией, ее новому составу это не грозит.

За три месяца

Полномочия петербургской ОНК VI созыва начались в прошлом октябре и продлятся до осени 2025 года. Состав комиссии обновился более чем наполовину. Мандаты сохранили только 16 из 40-ка общественных наблюдателей. И, по оценкам председателя ОНК Георгия Красавцева, который в V созыве был замом, из новеньких активно включились в самостоятельную работу уже более двух третей, а остальные к концу декабря полностью завершили обучение.

«Среди членов ОНК отсутствуют те, кто с октября по декабрь 2022 года не посещал бы учреждения принудительного содержания без уважительной причины, - говорится в отчете ОНК Уполномоченному. - Было проведено четыре собрания, 74 посещения, из них: 57 мест принудительного содержания, подведомственных ФСИН, 16 - подведомственных МВД, одно - медицинское учреждение, подведомственное Комитету по здравоохранению».

Наибольшую обеспокоенность Светланы Агапитовой вызвали выявленные членами ОНК системные проблемы в сфере медицинской помощи в учреждениях УФСИН и Центре временного содержания иностранных граждан. Тем более, что омбудсмен во время их посещений сама нередко получает аналогичные жалобы на неоказание и несвоевременное оказание качественной медпомощи. А именно:

В учреждениях УФСИН

- Перебои с получением отбывающими наказание с ВИЧ антиретровирусной терапии (при том, что у более 10 % ВИЧ выявляется при поступлении в учреждение);

- выявление при поступлении большого количества хронических заболеваний, требующих особой терапии (туберкулез, гепатит С и др.);

- отсутствие широкого спектра медикаментов либо замена их только определенными «дешевыми» аналогами, которые имеют побочные эффекты (зачастую многие заболевания фактически не лечатся, а больным дают лишь обезболивающие средства);

- недостаточное количество медицинского персонала (с учетом того, что практически каждый заключенный просит оказать ему медицинскую помощь и на что-то жалуется);

- недостаточное количество мест в ФК ЛПУ «Областная больница имени доктора Ф.П. Гааза», что не позволяет госпитализировать всех нуждающихся;

- сложности с привлечением врачей-узких специалистов за счет личных средств заключенных или их родственников;

- отсутствие механизма обжалования решений врача, если пациент с ними не согласен;

- непрозрачная процедура направления на госпитализацию, а также вызова врача (например, о проблемах со здоровьем заключенный сообщает «коридорным», далее делается запись в журнал, после чего врач самостоятельно решает, кого необходимо осмотреть, у остальных обратной связи на обращение за медицинской помощью нет);

- сложности с доступом заключенных к собственным медицинским документам и исследованиям.

Из положительных примеров в отчете ОНК отмечается урегулирование в СИЗО-1 проблем с врачебными осмотрами (они теперь проводятся более оперативно) и стоматологической помощью.

В ЦВСИГ

- Иностранные граждане и лица без гражданства проходят лечение в медицинских учреждениях на основании устных договоренностей руководства ЦВСИГ, т.к. зачастую не имеют полиса медицинского страхования;

- значительное количество иностранных граждан и лиц без гражданства поступают в ЦВСИГ с различными инфекционными заболеваниями (в т.ч. ВИЧ), выявление которых медицинским работником учреждения без проведения соответствующих исследований невозможно, что представляет угрозу для контактирующих с ними лиц;

- отсутствие врача-гинеколога, который, по международным стандартам, необходим в учреждении, где содержатся женщины (в результате беременность не диагностируется и не ведется);

- отсутствие возможности лечения хронических заболеваний, даже таких тяжелых, как онкологические (формально иностранные граждане не содержатся в ЦВСИГ принудительно, ограничено лишь их право покидать учреждение, поэтому нет оснований лечить их, если речь не идет о скорой медицинской помощи);

- отсутствие возможности лечения острой зубной боли.

Согласно отчету ОНК по состоянию на декабрь 2022 года, в ЦВСИГ отсутствовали условия для совместного содержания женщин с детьми. Уполномоченный по правам человека же побывала в учреждении в январе этого года и смогла оценить подготовленный специально для нее и такой долгожданный сюрприз - комнату матери и ребенка, оборудованную на женском этаже.

Содействием в решении проблемы разлучения семей в ЦВСИГ Светлана Агапитова занималась много лет, еще будучи детским омбудсменом. Члены ОНК также неоднократно обращались по этому поводу во все возможные инстанции. И вот наконец-то совместными усилиями все получилось.

Большое внимание в отчете ОНК уделено условиям содержания в отделах полиции. Так, выявлен ряд отделов, в котором по санитарным нормам и требованиям законодательства нельзя содержать задержанных из-за требующих срочного ремонта помещений (в частности, 31-й отдел полиции, где после справедливых замечаний ОНК начали подготовку проектно-сметной документации по реконструкции и ремонту).

Во всех отделах полиции установлены камеры видеонаблюдения, однако не существует нормативных правовых актов, регламентирующих время хранения записей и порядок их предоставления. В случае жалоб на противоправные действия сотрудников полиции проведение объективной проверки без зафиксированных на видео нарушений будет невозможно. А виновники видеозаписи едва ли предоставят по доброй воле.

Административно-задержанным гражданам должно быть предоставлено постельное белье, но проверки ОНК показывают, что оно есть не в полном объеме. Договоры же с прачечными на его стирку и санитарную обработку не заключаются (для этого просто нет правовых механизмов). Поэтому обеспечение задержанных постельными принадлежностями носит скорее разовый, чем систематический характер.

В ведомственном приказе МВД, регулирующем взаимодействие сотрудников отдела полиции с ОНК, не содержится перечня документов, с которыми общественные наблюдатели имеют право знакомиться при посещении. Это зачастую приводит к тому, что членам ОНК часто не дают книгу учета доставленных лиц (ссылаясь на защиту персональных данных). Это неправомерно и делает невозможными установление длительности пребывания человека в отделе полиции, сравнение фактического времени доставления с задокументированным, проверку оснований задержания.

Позитивным примером, отраженным в отчете ОНК, является изменение ситуации с питанием задержанных на срок более трех часов. Во многих отделах их теперь, действительно, обеспечивают горячей едой, для этого заключены договоры с комбинатами питания.

Изменения законодательства об ОНК: не ходишь в тюрьмы – верни мандат!

За последние три года полномочия членов наблюдательных комиссий были значительно расширены. Это касается и доступа в медицинские учреждения закрытого типа, и фиксации выявленных нарушений на фото и видеоаппаратуру, и замеров температуры, влажности и освещенности в местах принудительного содержания. Поправки, вступающие в силу с июня этого года, не только дополняют перечень подконтрольных учреждений, но и предъявляют определенные требования к активности самих членов ОНК.

Одно из существенных нововведений заключается в том, что члены общественных наблюдательных комиссий теперь смогут посещать исправительные центры, которые сейчас появляются во многих регионах. Там содержатся граждане, которым суд определил наказание, не связанное с лишением свободы, а именно – принудительные работы. В исправцентр может попасть и тот, кто был приговорен к лишению свободы, но, отбывая наказание, хорошо себя зарекомендовал.

Такое учреждение в прошлом году было создано и в Санкт-Петербурге на месте Колпинской воспитательной колонии для несовершеннолетних, которую закрыли некоторое время назад. Пока цсправцентр функционирует не в полном объеме, но, когда будут закончены работы по его реконструкции, сможет принимать порядка 800 человек.

Еще одна важная поправка касается деятельности самих членов общественных наблюдательных комиссий, а точнее их активности. Теперь мандата могут лишить досрочно из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей, в том числе ввиду непосещения мест принудительного содержания. Такая же мера воздействия может последовать в случае грубого нарушения Кодекса этики членов общественных наблюдательных комиссий. Правом принять решение о прекращении полномочий закон наделяет Совет Общественной палаты РФ.

Изменения коснулись и процедуры формирования ОНК. В процесс согласования кандидатур включен Уполномоченный по правам человека в РФ. Срок выдвижения в состав ОНК увеличен с 90 до 120 дней. Законодатель считает, что это повысит качество рассмотрения представленных материалов.

Снижены «возрастные» требования к общественным организациям, имеющим право выдвигать кандидатуры. Ранее они должны были работать более пяти лет, теперь этот срок сократили до трех. 

Впервые предусмотрено возмещение государством расходов, связанных с осуществлением полномочий члена ОНК (в частности, с компенсацией стоимости проезда, бензина и т.д.). До этого бремя финансирования должны были брать на себя организации, выдвинувшие кандидатов, но на практике такое случалось редко.

Введены также положения о независимости ОНК от органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Подчеркивается недопустимость вмешательства в сферу деятельности ОНК политических партий, международных и иностранных организаций.

Комментарий Уполномоченного

«Контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания – дело важное и непростое, – считает Светлана Агапитова. –Надо все время держать руку на пульсе. И ОНК тут может быть очень полезным союзником Уполномоченного по правам человека.

Допуск членов комиссии в исправительные центры – своевременное и нужное нововведение, особенно для Петербурга. У нас это учреждение находится на начальном этапе работы. И пока все выстраивается и урегулируется, оно будет требовать еще много внимания. Я была в городском исправцентре, разбиралась с поступившими оттуда жалобами, и прекрасно понимаю, что ближайшее время организационных трудностей и, следовательно, претензий не избежать. Хорошо, что руководство центра старается оперативно их разрешать и готово к сотрудничеству с нами. А с середины текущего года это взаимодействие расширится – подключится ОНК. Тем более, судя по отчету комиссии за минувшие три месяца, новый состав, действительно, активно взялся за дело.   

Еще одно важное и актуальное направление для нашего сотрудничества с ОНК – способствование системным изменениям условий содержания в отделах полиции. Понятно, что они не рассчитаны на одновременное нахождение большого количества задержанных. Но раз уж это случается – должны быть созданы человеческие условия. Чтобы люди не спали вповалку где придется.

Ну и содействием в решении перечисленных в отчете ОНК системных проблем с лечением и обеспечением лекарствами в следственных изоляторах, колониях и ЦВСИГ будем, конечно, заниматься сообща».

Ранее по теме:

Защита прав заключенных: Уполномоченный по правам человека и новый председатель ОНК в Петербурге договорились о сотрудничестве

Членам ОНК Санкт-Петербурга VI созыва вручены мандаты 




Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00