Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Прием в ПНИ №4: сняли халаты и переименовали интернат

20 декабря 2023

Очередной выездной прием петербургского Уполномоченного состоялся в Психоневрологическом интернате № 4, расположенном в Пушкинском районе. Из всех учреждений этого профиля ПНИ №4, наверное, самый необычный. И дело тут не только в том, что он не такой многонаселенный, как остальные. Недавно здесь введен в эксплуатацию новый корпус, бытовые условия в котором существенно отличаются от того, что есть в подобных учреждениях. Подходы к работе тоже стандартными не назовешь: среди персонала уменьшилось количество людей в белых халатах, а учреждение стремится обрести имя собственное, вместо безликого и пугающего сочетания «психоневрологический интернат»…

От интерната к Дому социального обслуживания

С момента прошлого визита Светланы Агапитовой в ПНИ №4 произошло много важных изменений. Конечно, самое значимое – это долгожданное открытие нового корпуса, которое состоялось в конце прошлого месяца. Не менее важно и то, что старые площади также постепенно ремонтируются и обновляются: 3-х и 4-х местные палаты переделываются в двухместные, оснащаются более функциональной мебелью. Уделяют внимание и дизайну – внутри комнат, в коридорах и холлах становится более уютно.

Старый и новый корпуса для удобства сотрудников и подопечных соединяет «теплый» переход. Директор интерната Александр Юзефович, показывая Светлане Агапитовой обновленное и расширившееся хозяйство, обратил внимание на то, что белые халаты теперь только у тех, кому положено их носить – у медиков. Дело в том, что петербургский Уполномоченный регулярно обращает внимание руководства интернатов на излишнее сходство с больницами, в то время как эти учреждения являются социальными. Это пожелание не везде встречает понимание, но вот ПНИ №4, видимо решил обновляться не только материально, но и идеологически.

Еще один символ перехода к новой жизни красуется крупными буквами на стене коридора административной части: «Дом социального обслуживания «Царскосельский». Соответствующие изменения планируется внести в устав учреждения. Обретение собственного имени взамен стигматизировано-устрашающего штампа «психоневрологический интернат» тоже важный шаг в изменении восприятия, отношения и даже формирования будущего. Как пел небезызвестный капитан Врунгель: «как вы яхту назовете – так она и поплывет».

Материальная основа перехода к новому уровню социального учреждения заложена впечатляющая. Один этаж нового корпуса предназначен для тех, кто потенциально может выйти на сопровождаемое проживание. Там двухместные комнаты с отдельным санузлом. Есть оборудованная кухня для тренировочных занятий. На другом этаже располагается отделение милосердия. Также в корпусе есть спортзал с инвентарем и тренажерами.

Сейчас в интернате проживают 240 человек, 106 из которых недееспособны. Юридическую возможность трудоустройства имеют 58 проживающих, однако работает из них всего 8 – все на территории учреждения. Причины столь невысокой приверженности к труду Александр Юзефович объяснил очень просто – не хотят. По словам руководителя интерната, «руки» нужны, и он готов принять чуть ли не всех желающих, но таковых нет…

«Мойся сколько хочешь, вот еще бы церковь…»

Осмотрев новации учреждения Светлана Агапитова пригласила желающих на прием. По предварительно развешенному объявлению записались четверо проживающих, однако к ним спонтанно добавились еще трое.

Две женщины пришли заявить, что они абсолютно всем довольны и выразить благодарность руководству интерната. Обе трудоустроены, ведут активный образ жизни, но признают, что проживать самостоятельно не смогут, а потому и не хотят. Одна из них рассказала о своем друге, который получил жилье, как бывший ребенок-сирота и сейчас живет отдельно. Они продолжают общаться, и она с уважением описывает, как он смог устроить свою самостоятельную жизнь. При этом, женщина не считает, что сможет также…

Молодой человек выразил желание чаще ездить на экскурсии в Русский музей, Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Кунсткамеру и прочие сокровищницы культуры. Александр Юзефович пояснил, что подобные выезды организовываются регулярно, но у молодого человека настолько плотный график занятости, что ему попросту сложно вписаться – он работает, занимается плаванием и бальными танцами. Светлана Агапитова поинтересовалась – не хочет ли он попробовать сопровождаемое проживание? Мужчина отказался, хотя из последующего разговора стало понятно, что он не представляет себе, что это такое…

Об отсутствии церкви на территории интерната посетовала женщина почтенного возраста. Есть домовая, но она мечтает об отдельно стоящей, хотя бы маленькой. «Тут все замечательно – праздники веселые, кормят прекрасно, мойся сколько хочешь, вот еще бы церковь…», - тихим голосом полным надежды говорит женщина…

Мужчина в летах заявил, что его неправомерно лишили дееспособности и теперь не позволяют распоряжаться деньгами. Специалисты учреждения пояснили, что проживающий активно раздавал деньги «в долг», а потом благополучно забывал – кому и сколько. Именно такую «финансовую деятельность» и пресекли сотрудники, дабы сохранить средства проживающего. В разумных тратах ему не препятствуют. Что же касается претензий на восстановление дееспособности – то тут возможности для всех одинаковые. Светлана Агапитова разъяснила, что для этого он должен подать заявление пройти соответствующую процедуру…

О конфликте с врачом интерната поведал один из проживающих. Мужчина не может говорить, поэтому изъясняется с помощью бумаги с ручкой и текстового набора в телефоне. Он считает, что получил серьезную травму в результате ссоры с другим проживающим, который курил в неположенном месте. Медицинские же документы говорят о том, что травма, ставшая причиной тяжелого заболевания, получена много раньше вне стен интерната. Там же отмечены проявления бурных реакций на курящих людей. К сожалению, в этот день сам врач отсутствовал – проходил аттестацию, однако директор учреждения обещал детально разобраться в этой истории и уведомить о результатах Уполномоченного…

В завершении приема пришел мужчина, который помимо просьбы о помощи в реальных проблемах, поделился своим негодованием по поводу системы психоневрологических интернатов в целом. Конкретика касалась пенсионного обеспечения и жилья. По его мнению, он неправомерно был лишен квартиры. Невозможность получить подтверждение стажа работы оставила его без пенсии по старости. Петербургский Уполномоченный приняла от мужчины заявление для того, чтобы юрист аппарата изучил имеющиеся документы, разобрался в сложившейся ситуации и оказал возможное содействие.

Общие замечания, высказанные проживающим, касались в основном бытового аспекта жизни в психоневрологическом интернате: стесненные условия, отсутствие личного пространства и т.д. Болевые точки этой системы, конечно, не секрет для специалистов и петербургский Уполномоченный постоянно обращает на это внимание ответственных лиц. Именно потому в Санкт-Петербурге ведется целенаправленная работа по реформированию психоневрологических интернатов

«Меня в очередной раз удивило отсутствие единообразия в подходах к работе психоневрологических интернатов, - говорит Светлана Агапитова. – Казалось бы однотипные учреждения должны ориентироваться на какой-то стандарт. Но так бывает не во всем.

К примеру, в столовой ПНИ №4 двухнедельное циклическое меню – то есть в течение этого времени блюда не повторяются. Но я видела в интернатах, когда разнообразие ограничивается всего лишь неделей.

Или другой пример – квартиры, принадлежащие проживающим. Практически всегда они в плохом состоянии и этим объясняют то, что их не сдают в интересах подопечных. А в ПНИ №4 мне рассказали, что нашли способ ремонтировать это жилье в счет будущей аренды и таким образом проживающие не лишены возможность получать дополнительный доход…

Возможно, тут играет роль именно небольшая численность подопечных – это позволяет подходить более индивидуально. Значит нужно взять это как практический ориентир и еще одно доказательство необходимости разукрупнения интернатов-тысячников. Тем более, что открытие нового корпуса позволяет выйти на иной качественный уровень. Наверное, это ставит в неравные условия проживающих в других учреждениях. Но, ведь с чего-то надо начинать».



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00