Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Светлана Агапитова – коллегии УФСИН: «Человек, который находится в учреждении исполнения наказаний, уязвим, потому что его жизнь, здоровье, права зависят не от него, а от вас»

18 февраля 2022

Сегодня состоялось ежегодное расширенное заседание коллегии Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленобласти по подведению итогов работы и обсуждению предстоящих задач. Об обращениях, которые петербургскому омбудсмену поступают от содержащихся под стражей, и достигнутых с руководством УФСИН договоренностях по их разрешению на заседании рассказала Светлана Агапитова.

С докладом об итогах оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности за 2021 год выступил начальник УФСИН Игорь Потапенко. Федеральные и региональные государственные институты, наряду с Уполномоченным по правам человека активно взаимодействующие с учреждениями пенитенциарной системы, представляли: главный федеральный инспектор по Санкт-Петербургу Виктор Миненко, начальник Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу Сергей Феоктистов, председатель Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга Ольга Аришина, заместитель прокурора города Алексей Мещерский и др. В совещании также участвовали представители правоохранительных, контролирующих органов и государственной правозащиты Ленинградской области, в частности, омбудсмен Сергей Шабанов.

18022022_kolufsin_2.JPG

Светлана Агапитова в начале своего выступления напомнила об изданном в августе 2021 года приказе Федеральной службы исполнения наказаний, который регламентирует порядок взаимодействия территориальных органов ФСИН с уполномоченными по правам человека в российских субъектах.

«Конечно, и до появления указанного документа удавалось решать вопросы защиты прав людей, находящихся в учреждениях исполнения наказания Санкт-Петербурга. Однако новый приказ урегулировал порядок получения информации, необходимой для рассмотрения обстоятельств, изложенных в жалобах, а также учета рекомендаций уполномоченного относительно необходимых мер по восстановлению прав и свобод заявителей. И в конце прошлого года мы подписали такое соглашение с Игорем Васильевичем Потапенко», - сказала омбудсмен.

Уполномоченный также отметила уменьшение обращений в защиту прав заключенных. В 2021 году к омбудсмену их поступило 327 (в 2020 году – 405, в 2019 году – 374). Большая часть (145 обращений) – это жалобы на судебные решения, действия (бездействие) следственных и правоохранительных органов. Количество жалоб на условия содержания и материально-бытовое обеспечение незначительно снизилось по сравнению с прошлыми годами и составило 26 обращений (в 2020 году – 30, в 2019 году – 32). В 60 обращениях были жалобы на условия содержания и конвоирования, нарушение права на защиту, просьбы о личном приеме Уполномоченного, о правовой консультации, направлении специальной юридической литературы и др.

18022022_kolufsin_1.JPG

Светлана Агапитова призналась, что ее удивило заявление, в котором заключенный просил разъяснить правила внутреннего распорядка учреждения. «Это должно происходить, по моему мнению, автоматически», – подчеркнула омбудсмен.

Особенную обеспокоенность Уполномоченного вызывает, что почти каждое пятое обращение из учреждений уголовно-исполнительной системы – это жалобы на ненадлежащее оказание медицинской помощи, в том числе на длительность ожидания обследований врачами-специалистами, на отсутствие необходимых лекарств.

Так, содержащийся в СИЗО-1 пожаловался омбудсмену, что три месяца проходил с двенадцатисантиметровым металлическим штырем внутри, в результате чего этот предмет повредил ему желудок и кишечник. Несмотря на то, что мужчина неоднократно сообщал о плохом самочувствии, вызванном наличием инородного тела в брюшной полости, он не получал необходимой помощи до тех пор, пока не потребовалось экстренное хирургическое вмешательство. После обращения Уполномоченного в Росздравнадзор были установлены нарушения при оказании медицинской помощи заключенному со стороны Медсанчасти № 78.

Еще один приведенный омбудсменом пример касался необоснованного риска для здоровья содержащегося в СИЗО-1 - применения рентгеновского оборудования не для медицинской диагностики, а для проверки подозрения в хранении в его теле запрещенных предметов.

«Необходимость выявления и изъятия запрещенных предметов у подозреваемых, обвиняемых и осужденных не вызывает сомнения, однако данные мероприятия должны проводиться в соответствии с действующим законодательством и не подвергать людей вредному воздействию рентгеновского излучения в немедицинских целях, - сказала Светлана Агапитова. – Закон допускает применение рентгеновской аппаратуры исключительно для обыска одежды и досмотра вещей».

Позицию Уполномоченного поддержала городская прокуратура, после проверки которой начальнику СИЗО-1 было внесено представление.

Светлана Агапитова вновь вынуждена была обратить внимание руководства УФСИН на неразрешенные в минувшем году проблемы в сфере получения омбудсменом обращений содержащихся под стражей: на нарушения сроков их доставки и конфиденциальности (особенно из СИЗО-1, откуда Уполномоченному поступило более 50 % жалоб заключенных). Она надеется, что достигнутые в конце декабря 2021 года с Игорем Потапенко договоренности о согласовании способа доставки обращений из СИЗО-1 непосредственно в УФСИН либо нарочно в офис Уполномоченного (как было в «допандемийное время») в этом году улучшат ситуацию.

Омбудсмен также привела пример взаимодействия с УФСИН путем «не просто обмена письмами и позициями», а совместной работы, направленной на обеспечение прав заключенных.

Началось все с частного случая. К содержащейся в СИЗО-5 женщине приговором суда была применена мера медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрической медицинской организации специализированного типа. Однако в Петербурге отсутствуют женские койки специализированного типа для прохождения принудительного лечения. Поэтому эта женщина более двух лет провела в изоляторе, не получая психиатрической помощи. Госпитализировать ее удалось только после решения Санкт-Петербургского городского суда, которым был изменен вид принудительной меры медицинского характера со специализированного на общий тип.

Поскольку данная проблема выходит за рамки частного случая, Уполномоченный, УФСИН и Комитет по здравоохранению договорились об организации оказания специализированной помощи указанному контингенту женщин в рамках существующих женских отделений общего типа (с учетом требований законодательства и имеющейся потребности в данном виде помощи). В настоящее время прорабатываются механизмы реализации на практике этих договоренностей.

«Я понимаю все трудности и особый контингент, с которым мы с вами работаем. Но, на мой взгляд, самое главное – это сохранять человечность и гуманность, – сказала в завершении своего выступления Светлана Агапитова. – Человек, который находится в учреждении исполнения наказаний, уязвим, потому что его жизнь, здоровье, права зависят не от него, а от вас».

Участники заседания обсудили системные направления в решении задач по своевременному оказанию заключенным качественной медицинской помощи, повышению эффективности расследования фактов применения насилия и смертей в учреждениях УИС (по данным Алексея Мещерского, в первом полугодии текущего года будут завершены прокурорские проверки двух убийств и шести самоубийств), развитию системы пробации и ресоциализации (Сергей Феоктистов сообщил, что 44 % преступлений в 2021 году были совершены людьми, ранее отбывавшими наказание) и др.


Фотографии для публикации предоставлены пресс-службой УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00