Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Светлана Агапитова не нашла в петербургской больнице № 26 «архипелага живности»

15 июля 2022

Уполномоченный по правам человека в Петербурге Светлана Агапитова посетила с проверкой Городскую больницу № 26. Поводом стала жалоба на «жуткую антисанитарию», «конфискацию телефона, личных вещей и ценностей», «связывание, унижение» и избиение медбратом соседки по реанимации.

«Я затестил скорую и больничку…»

Все началось с поста в соцсети. Дмитрий М. описал в нем «ужасы» своей добровольной госпитализации с неврологическими проблемами и рассказы «коллег по цеху» про то, что их пять дней держали связанными. В комментариях он пожаловался на «архипелаг живности» в приемном покое и добавил два коротких видео, которые снял по дороге в больницу. Нельзя сказать, что они были информативны. Разве что слышно было, что язык у автора заплетался. Дальше снимать «острый репортаж» у него не получилось. Осматривавшим Дмитрия медикам это явно мешало и телефон забрали еще в скорой.

«Я призываю Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге «внебрачно» посетить Городскую больницу на Костюшко, пообщаться с пациентами и посмотреть в каких условиях они содержаться. Не готовы? Тогда оставляйте кресло!», - так заканчивался пост Дмитрия.

«Почему не готова? Обязательно съезжу. Спасибо за информацию», - ответила Светлана Агапитова и по своей, заведенной еще в бытность Уполномоченным по правам ребенка «доброй традиции», приехала в больницу без предупреждения. «Внебрачно», как выразился Дмитрий…

Версия врачей

Обязанности главного врача больницы исполняла его заместитель, начмед Елена Беляева. Она позвала на встречу со Светланой Агапитовой заведующих отделением скорой помощи и общей реанимации, в которую был помещен Дмитрий.

По просьбе омбудсмена ей показали документы, в т.ч. утвержденную главврачом инструкцию «О ведении больных с психическими нарушениями, наркологической патологией или находящихся в состоянии алкогольного опьянения», где прописаны случаи и формы применения «физического стеснения и изоляции» пациентов. Принесли также журнал приема денег и ценностей, квитанцию с описью принятых на ответственное хранение вещей Дмитрия, заключение осматривавшего его невролога, лабораторные исследования и др.

Согласно медицинским документам Дмитрий находился в больнице один день. Обратился за помощью сам. Поставленный ему диагноз – врачебная тайна. Но, справедливости ради, необходимо отметить, что восприятие пациентом происходящего могло быть обусловлено его состоянием.

По словам начмеда, вещи, документы и банковские карты, которые были у Дмитрия с собой, описали в присутствии врача скорой помощи и «приняли на ответственное хранение», включая телефон. А потом также вернули.

«А почему связали? - спросила омбудсмен. – Человек же сам о помощи попросил, значит, осознавал, что с ним что-то не так».

«Молодец, что обратился за помощью, правда, что он осознавал в таком состоянии, боюсь предполагать, - сказала Елена Беляева. – Вынужденное решение о мягкой фиксации принял врач, учитывая все риски как для пациента, так и для окружающих». «Увиденные» Дмитрием ужасы с избиением девушки, коллегами по цеху, которые по пять суток привязаны, и «архипелагом живности» она связывает с «состоянием, в котором находился пациент».

«Ни от кого из находящихся два дня назад в реанимации нам жалоб не поступало», - отметила Елена Беляева. Начмед обратила внимание проверяющих, что на всех информационных стендах есть телефон круглосуточной горячей линии администрации больницы. Поступающие туда жалобы оперативно разрешаются.

Если, конечно, у людей есть возможность воспользоваться телефоном, в реанимации ее нет…

Участвовавшая в проверке начальник отдела по защите прав граждан на адресную помощь аппарата Уполномоченного Светлана Раковская предложила руководству больницы провести собственное служебное расследование, проверить записи видеокамер и опросить выписанных пациентов, которые в одно время с Дмитрием были в реанимации.

«Меня история с девушкой тоже очень беспокоит, хотя хочется верить, что Дмитрию это привиделось», - призналась Светлана Агапитова. Она попросила повесить на стендах больницы контакты своей приемной. «Если будут конкретные жалобы на насилие со стороны персонала, на другие нарушения прав пациентов или медиков, будем реагировать», - сказала Уполномоченный и отправилась осматривать отделения больницы и общаться с пациентами.

Своими глазами

«В приемный покой мы с самого утра пришли, еще до разбирательств с жалобой Дмитрия. К нашему неожиданному визиту не могли подготовиться. Полы отдраенные были. Хлорки, судя по запаху, тоже не пожалели. Никаких насекомых мы не нашли, хотя искали их внимательно. Антисанитарии нет, но ремонт в приемном покое, конечно, требуется. Разница с отремонтированными этажами больницы, особенно с общей реанимацией, где все блестит просто, и гинекологическим отделением, в котором почти домашняя обстановка создана, фотографии и картины висят, которые пациентки нарисовали и подарили, существенная», - констатировала Светлана Агапитова.

В противошоковой палате блока кризисных состояний, куда сначала положили Дмитрия, Уполномоченный пощупала приспособления для «мягкой фиксации пациентов»: «Они, правда, довольно мягкие, но, конечно, их применение должно быть крайней мерой. В общей реанимации мы видели зафиксированных пациентов, которые дергались и, если бы не были привязаны, могли случайно повредить трубки, но все они были без сознания. А когда человек осознает, что он связан… Я понимаю его ощущения».

Омбудсмен и ее коллеги пообщались с людьми, ожидающими госпитализации, и некоторыми сопровождавшими их родственниками. Светлана Раковская похлопотала за одинокого дедушку, который был растерян и напуган после падения на улице. Убедившись, что дедушка не брошен медиками, она переключилась на пожилую пару в очереди на первичный осмотр, хотя они ни на что не жаловались.

Людей старше 70 лет было больше всего. По словам Елены Беляевой, это основной контингент больницы – 75 %, хотя она многопрофильная и оказывает весь комплекс экстренной медицинской помощи. В стационар ежедневно поступает от 250 до 300 человек (во время эпидемии коронавируса более четырехсот каждый день принимали).

«Трудно во время ковида было, но справились, не закрывались на карантин, - сказала начмед. – Сейчас переполненности нет».

Действительно, во время проверки свободные места в палатах были, даже на самых заполняемых – общем терапевтическом отделении и в травмоцентре, куда везут всех пострадавших в ДТП на юге города. В общей реанимации, рассчитанной на 24 места, на момент проверки находилось 19 человек.

Судя по количеству женщин, ожидающих приема заведующей гинекологическим отделением, она явно пользуется популярностью. Сама заведующая, показывая Светлане Агапитовой отделение, познакомила ее с молодыми людьми, проходящими в больнице альтернативную гражданскую службу.

«По контракту ребята, которые проходят у нас АГС, – уборщики, но на самом деле много чего кроме этого делают, очень помогают, - сказала заведующая. - Миша уже последние дни дорабатывает, передает опыт преемнику своему».

Руководитель работающего на базе больницы Сосудистого центра не без гордости сообщила омбудсмену, что ее самому пожилому пациенту 105 лет. И в этом возрасте ему успешно сделали стентирование коронарных артерий. Безусловно, есть чем гордиться. Начмед добавила, что центр в этом году вошел в десятку лучших по России, а в Петербурге конкурирует с федеральным НИИ Алмазова.

Когда Светлана Агапитова уже собралась уезжать, Елена Беляева спросила у нее: «Признайтесь честно, какие у Вас впечатления? Такие же ужасные, как этот пациент написал?».

«Честно, я ожидала худшего. Многое, из того, что увидела своими глазами, порадовало. Но с применением «мягкой фиксации», по-моему, нужно осторожнее быть. Пересматривать подход. Правда, это системная проблема. И ваша больница – не исключение, а часть этой системы», - сказала Уполномоченный по правам человека.

Выйдя из больницы, омбудсмен с коллегами обратили внимание, что на ее территории нет ни одной скамейки. Есть одна беседка, но этого мало для стационара, в котором тысяча пациентов. Многие из них по состоянию здоровья не могут ходить даже непродолжительное время, а дышать свежим воздухом нужно всем.

«Буду просить председателя Комитета по здравоохранению решить вопрос не только с ремонтом приемного отделения, но и с обустройством прогулочной зоны со скамейками на территории стационара», - пообещала Светлана Агапитова.



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00