Очередной долгожитель Петербурга едва не стал жертвой злоумышленников. К одинокой пенсионерке буквально выстроилась очередь из «доброжелателей», готовых дарить заботу в обмен на недвижимость. Вот только желание помогать исчезло практически сразу после переоформления прав собственности…
Петербург в народе называют городом пожилых людей. Статистика эту мысль подтверждает: каждый четвертый горожанин старше трудоспособного возраста, при том, что продолжительность жизни в регионе выше, чем во многих других*. И, как показывает практика работы Уполномоченного, долгожители Культурной столицы, ее «золотой фонд», нуждаются в особой поддержке.
В защиту 89-летней Татьяны Николаевны* обратилось руководство одного из ЖСК** на юго-западе города, где пенсионерку знают давно. Во времена позднего СССР женщина вступила в этот кооператив и впоследствии стала собственником двухкомнатной квартиры. У Татьяны Николаевны нет близких родственников и прямых наследников. Зато то и дело появляются граждане, желающие исправить такое досадное недоразумение.
Сначала ухаживать за бабушкой вызвался выходец из Средней Азии Тимур Х. Мужчина и раньше проявлял интерес к одиноким старикам, проживающим в этом доме. Когда-то он зарегистрировался у престарелого соседа Татьяны Николаевны и после смерти владельца пытался отстоять свои права на имущество. Однако суд Тимура Х. наследником по закону не признал и пользоваться квартирой в личных целях запретил.
Тогда неунывающий гражданин переключил внимание на нашу героиню. Схема осталась прежней: Тимур вместе с семьей подселился к женщине – в качестве оплаты проживания обещали помогать с хозяйством, обеспечивать продуктами. Вот только вскоре сорвался с места и уехал – то ли решил вернуться на Родину, то ли осознал бесперспективность вложений. Ведь Татьяна Николаевна уже заключила договор пожизненного содержания с другим человеком - некой Марией Б*. и, по сути, перестала быть хозяйкой своего жилища.
Как Мария Б. появилась в ее жизни, пенсионерка уже не помнит. Но факт остается фактом: несмотря на условия сделки, обещанной заботы подопечная не получает. Даже наоборот: немаленькую государственную пенсию по доверенности забирает всё та же Мария Б. В то время как Татьяна Николаевна существует исключительно за счет некоего племянника Геннадия*, который въехал в квартиру вместо Тимура – теперь Геннадий кормит и ухаживает.
Глядя на круговерть из потенциальных наследников, плотным кольцом обступивших Татьяну Николаевну, руководство Жилищного кооператива забило тревогу - слишком много вопросов к этим доброхотам. Но кто заступится за пенсионерку? Близких родственников нет, а у ЖКС нет законных оснований представлять ее интересы. В итоге, администрация Кооператива обратилась за поддержкой к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге.
Светлана Агапитова направила ходатайства в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и в прокуратуру с просьбой организовать проверку указанных фактов. Также, были привлечены специалисты Комплексного центра социального обслуживания населения района.
Выяснилось, что у женщины есть определенные проблемы со здоровьем, в том числе, с памятью. Она не смогла внятно объяснить, при каких обстоятельствах познакомилась с плательщиком ренты. Не помнила, когда и зачем выдала доверенность на пенсионные и иные выплаты.
Жилищно-бытовые условия – скверные. Квартира требует ремонта, пенсионерка – ухода, в том числе, гигиенического. Но Мария Б. обещанной помощи не оказывает. Следовательно, условия договора не исполняет.
Тимур, Геннадий и прочие возможные «подселенцы» с устными договоренностями – тоже «темные лошадки» с сомнительными мотивами. Блюстителям порядка еще предстоит с ними разобраться и, при необходимости, пресечь самоуправное проживание в квартире посторонних лиц.
Проверка фактов возможных противоправных действий в отношении пенсионерки продолжается.
«Есть множество причин, по которым человек, прожив долгую жизнь, на склоне лет остался одиноким. И эта категория граждан является особо уязвимой, - комментирует Светлана Агапитова. - С возрастом потребность в тепле и заботе только усиливается. Возможно, отсюда эта почти детская наивность, доверие к первому встречному. Как результат - обманутые надежды. А иногда и более тяжелые последствия, если рядом оказываются те, кто принимают искренность человеческих отношений за слабость и используют это в своих корыстных целях. Как в случае с нашей героиней.
В настоящее время дело находится на контроле следственных органов. Но уже сейчас Татьяна Николаевна изъявила желание расторгнуть договор ренты. Вопрос будет решаться через суд.
Со своей стороны, мы готовы оказать необходимую юридическую помощь и, по необходимости, подключить Адвокатскую палату.
Пожилых людей, «золотой фонд» нашего города, нужно беречь и защищать».
** Жилищно-строительный кооператив