Сегодня Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишловвыступил в Законодательном Собрании с Докладом о соблюдении прав и свобод граждан в 2015 году. Накануне омбудсмtн представил Доклад Губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко и спикеру петербургского парламента Вячеславу Макарову.
Становится традицией приглашать на Доклад Уполномоченного в Мариинском дворце петербургских правозащитников. Впервые руководители некоммерческих организаций и гражданские активисты, принимавшие участие в подготовке Доклада петербургского омбудсмана, выступили в качестве «группы поддержки» Александра Шишлова в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга в 2013 году. Сегодня его пришли поддержать Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова, председатель Комиссии по правам человека в Санкт-Петербурге Татьяна Линева, член Президиума Общественной палаты Санкт-Петербурга Николай Буров, руководитель Центра «Возвращенные имена» Анатолий Разумов, представители Правозащитного совета Санкт-Петербурга, сотрудники аппарата Уполномоченного, члены действующего при омбудсмане Консультативного совета и др.
В своем выступлении Уполномоченный сказал, что 2015 год был отмечен ростом агрессии, нетерпимости и насилия в мире. Произошли беспрецедентные по своему характеру террористические атаки. Терроризм напрямую затронул и петербуржцев: 31 октября 2015 года в результате теракта над Синайским полуостровом погибли 224 человека, большинство из которых были жителями нашего города. Необходимо, чтобы расследование этой трагедии отвечало критериям эффективности, полноты и своевременности, а близкие погибших имели доступ к материалам уголовного расследования.
Гибель людей способствовала нарастанию и без того сильных агрессивных настроений в обществе, росту ксенофобии, возобновлению дискуссии о восстановлении смертной казни.
Терроризм во всех его формах представляет угрозу фундаментальным человеческим ценностям, безопасности общества и государства. Но эффективное противодействие терроризму возможно лишь при соблюдении прав человека, в атмосфере недискриминации и уважения к человеческому достоинству.
Наблюдаемый в последние годы рост агрессии в обществе, сочетаемой с равнодушием, с неуважением человеческого достоинства, неминуемо приводит к тяжелым, а порой и к трагическим последствиям. «Не могу не напомнить инцидент 3 февраля прошлого года в магазине в Кронштадте, в результате которого умерла 81-летняя пенсионерка, жительница блокадного Ленинграда. Убийство, совершенное 11 ноября в 26 отделе полиции, в котором обвиняется офицер полиции. Возмутительные случаи бесчеловечного обращения сотрудников скорой помощи с пациентами. В этом же ряду нарушений важнейших прав человека – права на жизнь и уважение достоинства личности смерть 5-месячного Умарали Назарова - расследование этой трагической истории еще продолжается. Это лишь несколько примеров грубых, вопиющих нарушений прав человека. С нарушениями прав человека мы с вами, уважаемые депутаты, сталкиваемся, пожалуй, каждый день. И наш долг – не только защищать права каждого, кто к нам обратится, но и содействовать созданию условий, обеспечивающих реализации гарантий прав человека, в том числе – укреплять государственные и общественные правозащитные институты. Важность укрепления и развития системы государственной защиты прав человека неоднократно отмечалась Президентом России», - сказал Александр Шишлов.
Обращения граждан
В 2015 году выросло количество обращений граждан, прежде всего, на личном приеме. Это обусловлено не только увеличением известности института Уполномоченного. Большая часть обращений вызвана незнанием собственных прав, способов их реализации и защиты, отсутствием или недоступностью необходимой для граждан информации.
Опыт работы Уполномоченного показывает, что обеспечение права на информацию все чаще является своего рода ключом к обеспечению иных прав человека, а вопросы, связанные с культурой – в самом широком смысле, становятся все более важными для развития страны и имеют особую значимость для нашего города, по праву называемого культурной столицей России. Поэтому в этом году в доклад впервые включены новые главы – “Право на информацию” и “Право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям”.
Разумеется, ситуация с соблюдением прав человека характеризуется не только жалобами, поступающими к Уполномоченному, но и множеством иных признаков, статистических данных, материалов государственных органов и некоммерческих организаций, которые широко использовались при подготовке доклада.
Несмотря на все более активную деятельность государственных органов и некоммерческих организаций по обеспечению гарантий прав людей с ограниченными возможностями здоровья, увеличилось количество обращений по вопросам защиты прав инвалидов.
Тревожным знаком является рост количества жалоб на работу различных правоохранительных органов – причем как на действия, так и на бездействие и пассивность правоохранительных органов.
Наибольшее количество поступивших письменных обращении касается жилищных прав граждан.
Вызывает озабоченность неисполнение в 2015 году годового жилищного плана, затронувшее социально-незащищенные категории граждан.
Сохраняют актуальность проблемы со своевременным лекарственным обеспечением льготных категорий граждан. Почти 90% инвалидов в 2015 году тратили на покупку лекарств собственные средства. В условиях экономического кризиса особенно важно создать эффективный, понятный гражданам и не зависящий от изменений в законодательстве или несвоевременного проведения конкурсных процедур механизм бюджетного финансирования закупок лекарств и медицинских изделий для обеспечения льготных категорий граждан.
Защита от дискриминации
Важной правозащитной задачей является защита от дискриминации.Дискриминация женщин
Одной из форм дискриминации женщин является насилие в семье. По данным ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области более 30% убийств и причинений тяжкого вреда здоровью происходят на бытовой почве, и в большинстве случаев жертвами таких преступлений становятся женщины.
В настоящее время эффективные механизмы защиты потерпевших от домашнего насилия и привлечения к ответственности агрессоров отсутствуют.
Опыт других стран показал, что для нормативного обеспечения предупреждения и профилактики насилия в семье важную роль может играть специальный закон, способствующий развитию системного подхода к решению проблемы домашнего насилия, устанавливающий порядок межведомственного взаимодействия, формирующий механизмы обеспечения безопасности жертв (охранные ордера и т. п.), систему социальной поддержки жертв и агрессоров (приюты, программы реабилитации) и др.
Важную роль в изменении отношения общества к проблемам домашнего насилия может сыграть присоединение Российской Федерации к Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и с домашним насилием (Стамбульская Конвенция).
Дискриминация иностранных граждан
Несмотря на снижение остроты проблем в сфере миграции, актуальными остаются проблемы ксенофобии и национализма. По данным Информационно-аналитического центра “Сова”, в 2015 году в Санкт-Петербурге от нападений по мотивам расовой ненависти пострадало 17 человек.
Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами в 2015 году, возросло, но их удельный вес в общей картине преступности в Санкт-Петербурге остается меньшим, чем доля иностранных граждан среди населения Санкт-Петербурга. Необходимо применять такие меры профилактики преступности в среде иностранных граждан, которые были бы эффективны, но при этом законны и этичны.
Необходимо своевременно пресекать насильственные проявления ксенофобии, привлекать к ответственности виновных в их совершении лиц. При этом следует избегать ложных стереотипов, которые способствуют росту ксенофобии в обществе.
Жертвами нетерпимости, нередко принимающей крайне агрессивные насильственные формы, становятся не только этнические, но и другие меньшинства. По информации ЛГБТ-организации “Выход”, в 2015 году имели место 19 случаев нападений на лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, 3 из них – во время проведения публичных мероприятий.
Особое значение в борьбе с проявлениями дискриминации имеет точная квалификация преступных деяний, учитывающая в качестве отягчающих вину обстоятельств мотивы вражды и ненависти. Между тем практика показывает, что правоохранительные органы, как правило, не принимают мер для учета мотива ненависти при квалификации подобных дел.
Бездействие должностных лиц правоохранительных органов, отказ в возбуждении уголовных дел и дел об административных правонарушениях по фактам агрессивных проявлений в отношении участников ЛГБТ-сообщества не только укрепляет у хулиганствующих молодчиков уверенность в своей безнаказанности, но и разрушает в обществе уважение к закону, веру в справедливость.
Дискриминация людей, содержащихся под стражей
Как и прошлые годы, выявлялись признаки дискриминации женщин, содержавшихся в СИЗО-5, отлученных от их новорожденных детей, в учреждениях УФСИН имели место факты дискриминационных нарушений прав граждан на обращение к Уполномоченному, выявлены препятствия реализации права на свободу совести, нарушения социальных прав инвалидов. С каждым годом растет число обращений к Уполномоченному относительно несвоевременной и недостаточной медицинской помощи в учреждениях УФСИН.
Права людей с ограниченными возможностями здоровья
Остаются актуальными проблемы создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге, выявленные в 2014 году в результате проверок. Особую озабоченность вызывает так называемая «мнимая» доступность, когда органы государственной власти отчитываются об обеспечении доступности объекта для маломобильных групп населения, а в реальности объект так и остается для них недоступен.
Уполномоченный продолжает уделять большое внимание обеспечению прав инвалидов в психоневрологических интернатах. Закрытость, крупный размер учреждений и недостаточность персонала приводят к целому ряду нарушений прав человека. Интернаты по-прежнему руководствуются инструкциями 1978 и 1981 годов, ряд положений которых противоречит Конституции и законодательству. К сожалению, во многих ПНИ преобладает «медицинский» подход, не учитывающий права человека.
Права призывников
На 20% уменьшилось количество нарушений закона, выявленных прокуратурой Санкт-Петербурга.
При этом сохраняются проблемы, связанные с участием призывников и их представителей в мероприятиях по призыву на военную службу, в том числе с реализацией права призывников на копирование материалов личных дел, соблюдением порядка ведения личных дел призывников, а также соблюдением прав призывников в ходе мероприятий по медицинскому освидетельствованию.
Право на информацию
Действующими нормативными правовыми актами предусмотрена обязанность государственных органов по опубликованию в сети Интернет информации об их деятельности. Однако на практике государственные органы не всегда публикуют в открытом доступе информацию о своей деятельности.
Как показывает правоприменительная практика, значительно ограничивает право граждан на доступ к информации некорректная или произвольная трактовка законодательства.
При обеспечении доступа к информации государственные органы не всегда учитывают особенные потребности людей с ограниченными возможностями здоровья.
Право на свободу собраний
Существующий порядок согласования уведомлений о проведении публичных мероприятий допускает возможность манипулирования при принятии решений об отказе в их проведении в заявленном месте в заявленное время. Нередко отказы в проведении публичных мероприятий обосновывались надуманными причинами – например, строительными работами, иными ранее согласованными публичными мероприятиями (в том числе культурно-массовыми или спортивно-массовыми), причем, как выяснялось впоследствии, мероприятия и работы, послужившие предлогом для отказа, фактически не проводились.
Неоднократно отмечались и случаи воспрепятствования проведению законных публичных мероприятий, практически всегда остававшиеся безнаказанными. Безнаказанность лиц, препятствующих проведению законных публичных мероприятий, может порождать у них иллюзию вседозволенности и, как следствие, способствовать совершению новых противоправных самоуправных действий.
Расширяется практика организации публичных мероприятий, фактической целью которых оказывается недопущение проведения другого публичного мероприятия.
Яркий пример - «Марш против ненависти» 31 октября было предложено провести в безлюдном месте на набережной реки Смоленки.
Проведение несогласованных акций вследствие отказов в согласовании публичных мероприятий существенно затрудняет для органов полиции обеспечение общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичных мероприятий.
Участившиеся отказы в согласовании публичных мероприятий, обусловленные надуманными предлогами, создают препятствия в реализации конституционных прав граждан и подрывают доверие людей с активной гражданской позицией к закону.
Невостребованность четырех специально отведенных мест, уже ранее отмеченная Уполномоченным в ежегодном докладе за 2014 год, свидетельствует об их несоответствии требованиям к специально отведенным местам, определенным Федеральным законом, в частности, требованию возможности достижения целей публичных мероприятий.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой органам государственной власти при определении специально отведенных мест надлежит исходить из возможности обеспечения достижения целей публичных мероприятий, представляется, что вместо четырех невостребованных гражданами специально отведенных мест или в дополнение к ним необходимо установить специально отведенные места на территориях, востребованных организаторами и участниками публичных мероприятий (о проведении публичных мероприятий в которых поступает наибольшее количество уведомлений, в частности, на площади Ленина).
Право на объединение
Важнейшим условием обеспечения прав человека является развитие гражданского общества. Некоммерческие организации – неотъемлемый элемент гражданского общества и правового государства. Участие людей в деятельности некоммерческих организаций способствует формированию гражданской ответственности и чувства патриотизма.По состоянию на 31 декабря 2015 года в Санкт-Петербурге зарегистрировано 12 161 некоммерческих организаций, однако из них реально действующих – менее половины.
Государственными органами в соответствии с действующим законодательством принимаются меры по поддержке деятельности НКО. Значимая поддержка оказывается НКО в рамках конкурса президентских грантов: в 2015 году 42 петербургских НКО получили 43 гранта на общую сумму более 149 млн рублей.
К сожалению, в 2015 году НКО продолжали сталкиваться с серьезными проблемами.
И конечно, это так называемый закон «об иностранных агентах». В тексте доклада подробно описываются проблемы, связанные с правоприменением этого закона в Санкт-Петербурге. В количественном отношении этот закон затронул относительно небольшое число НКО. Но именно эти организации вели активную полезную деятельность, способствующую становлению гражданского общества и правового государства.
Внесение в Реестр и даже сама возможность внесения существенно осложняет деятельность НКО, в ряде случаев вынуждает принимать решения о ликвидации или приостановлении деятельности.
Конституционный Суд РФ указал, что «любые попытки обнаружить в словосочетании “иностранный агент”, опираясь на сложившиеся в советский период и, по существу, утратившие свое значение в современных реалиях стереотипы, отрицательные контексты лишены каких-либо конституционно-правовых оснований». Однако практика свидетельствует о том, что формулировка “некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента”, приводит к стигматизации НКО, включенных в Реестр. Более того, способствует дискредитации некоммерческого сектора в целом.
Все внесенные в Реестр петербургские НКО на протяжении многих лет осуществляют правозащитную, исследовательскую и социально-ориентированную деятельность. Достоверная информация о том, что деятельность НКО, включенных в Реестр, осуществлялась в пользу иностранных государств и противоречила интересам России, отсутствует. Уполномоченный считает, что пришло время рассмотреть вопрос об отказе от термина «НКО, выполняющая функции «иностранного агента».
Право на благоприятную окружающую среду
В 2015 году неоднократно возникали острые общественные дискуссии, связанные с проектами, затрагивающими будущее окружающей среды, подобными полигону «Красный Бор». В таких острых вопросах четкий механизм организации общественной экологической экспертизы мог бы способствовать переходу от конфликта при публичных обсуждениях в конструктивное русло сотрудничества.
В нынешнем году принят Закон Санкт-Петербурга, дополняющий полномочия Правительства Санкт-Петербурга организацией общественных экологических экспертиз по требованию населения. Это хорошая отправная точка для регламентации порядка организации общественных экологических экспертиз в Санкт-Петербурге. Однако остаются нерешенными вопросы, связанные с регистрация заявлений общественных организаций о проведении экспертизы, с порядком оплаты труда привлекаемых экспертов.
Право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям
2015 год был непростым для всех, кто вовлечен в сферу охраны культурного наследия - вступили в силу многочисленные изменения в Федеральный закон Об объектах культурного наследия. Законодательство претерпело весьма объемную уточняющую корректировку полномочий федерального центра и субъектов федерации в области охраны культурного наследия. В тексте доклада приводится анализ проблем, требующих неотложного решения, прежде всего связанных с установлением границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия.
В последние годы в Санкт-Петербурге неоднократно совершались преступления, связанные с уничтожением или повреждением объектов культурного наследия. В прошлом году большой резонанс вызвало уничтожение скульптуры, называемой “Мефистофелем”, с дома архитектора Лишевского на Лахтинской улице.
В связи с совершением преступлений против объектов культурного наследия возникает закономерный вопрос: кто является потерпевшим? Общее правило о собственнике имущества (недвижимости) здесь неприменимо, поскольку объектом преступления является не только собственность, а культурная и историческая ценность, общее достояние. С одной стороны, объекты культурного наследия представляют историческую ценность для каждого жителя города. С другой – неопределенный круг лиц не может осуществлять процессуальные права и обязанности в уголовном деле.
Александр Шишлов полагает, что следует рассмотреть вопрос о возможном участии КГИОП в производстве по подобным уголовным делам в качестве потерпевшего.
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» предусмотривают, что при передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим предприятиям, учреждениям и организациям (в том числе религиозным) государственные органы, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение.
К сожалению, эта норма не всегда соблюдается – так, Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга был передан в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви объект культурного наследия Смольный Собор. При этом в нарушение закона не был предварительно решен вопрос о предоставлении размещавшемуся там учреждению культуры (а это музыкальный комплекс музейных соборов «Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор») равноценного здания или помещения.
Надеюсь, что в будущем и при решении таких сложных вопросов передачи имущества религиозного назначения, и в других ситуациях, затрагивающих права и чувства многих людей, органы государственной власти смогут чаще находить решения, обеспечивающие защиту и реализацию прав всех жителей нашего города.
Полный текст Ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге в 2015 году.
Summary of the Report of the Human Rights Ombudsman for Saint Petersburg on the human rights situation in Saint Petersburg in 2015