Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Восстановление прав инвалидов по зрению нетрудоспособного возраста на бесплатную социальную реабилитацию

10 февраля 2017

10.02.2017

Восстановлением законного права инвалидов по зрению нетрудоспособного возраста на бесплатную социальную реабилитацию Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов занимался полтора года.


Летом 2015 года в приемную Уполномоченного начали поступать многочисленные жалобы слабовидящих и незрячих пенсионеров на непредоставление Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» бесплатных услуг по обучению пространственному ориентированию, чтению по системе Брайля, методике работы на компьютере с программами экранного доступа и др. Причина отказов – отсутствие в перечне категорий получателей социальных услуг в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания в Санкт-Петербурге граждан пожилого возраста с сенсорными нарушениями зрения.

Социальные услуги для инвалидов по зрению предоставлялись реабилитационным центром в соответствии с государственным заданием, утвержденным приказом Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 25.12.2014 № 240. Согласно пункту 2 данного документа к категории потребителей услуг бесплатной социальной реабилитации, были отнесены инвалиды по зрению трудоспособного возраста, что противоречит федеральному законодательству.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получателем социальных услуг может быть любой гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании. Возрастных ограничений закон не устанавливает. Правовые основания бесплатного предоставления социальных услуг зависят исключительно от величины среднедушевого дохода их получателя (предельная величина среднедушевого дохода и ниже) на момент обращения.  

По поступившим обращениям Уполномоченный инициировал проверку, которую провела прокуратура Санкт-Петербурга. 7 сентября 2015 года на приказ Комитета по социальной политике был принесен протест. Комитет обязали также организовать работу по приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством всех нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, ограничивающих права инвалидов по зрению нетрудоспособного возраста. Однако бюрократический процесс внесения соответствующих изменений затянулся на неопределенные сроки.

Так, по состоянию на октябрь 2016 года проект постановления Правительства Санкт-Петербурга, согласно которому в перечень категорий получателей социальных услуг в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания включены граждане пожилого возраста с сенсорными нарушениями развития (по зрению), находился на рассмотрении в Юридическом комитете Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.

Потребовалось повторное вмешательство петербургского омбудсмана и городской прокуратуры. В результате Правительством Санкт-Петербурга был принят нормативный правовой акт, обеспечивающий права инвалидов по зрению  нетрудоспособного возраста на социальную реабилитацию.

В настоящее время правовые основания бесплатного предоставления социальных услуг незрячим и слабовидящим в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» зависят только от величины среднедушевого дохода получателей. Предельная величина среднедушевого дохода для бесплатного предоставления социальных услуг в Санкт-Петербурге – это полуторная величина прожиточного минимума.*

* - Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной в статье 8 настоящего Закона Санкт-Петербурга (для пенсионеров - 12540 руб. 90 коп.).

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода, установленную в статье 8 настоящего Закона Санкт-Петербурга (для пенсионеров - 12540 руб. 90 коп.).

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной в статье 8 настоящего Закона Санкт-Петербурга (для пенсионеров - 12540 руб. 90 коп.).

 


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00