Санкт-Петербургская академическая филармония открыла 105‑й сезон, посвященный 50‑летию присвоения ей имени Дмитрия Шостаковича и 120-летию со дня рождения композитора. В программе - не только исполнение его знаменитых и не знакомых широкой публике сочинений, но и продолжение, и развитие историко-просветительских проектов о создании и премьере в блокадном Ленинграде легендарной Седьмой симфонии Шостаковича, о работе оркестров и музыкантов Филармонии в осажденном городе и эвакуации, о роли искусства во время войны. И первым немузыкальным проектом нового сезона стал совместный круглый стол с Уполномоченным по правам человека в Петербурге о поддержке культурных инициатив по сохранению памяти о блокаде.
Инициатором круглого стола выступила заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия Кантор. В марте этого года Юлия участвовала в качестве эксперта в организованном Уполномоченном по правам человека круглом столе о государственной поддержке народных (общественных) инициатив по сохранению памяти о жителях блокадного Ленинграда и предложила Светлане Агапитовой продолжить развивать данную проблематику также в контексте исследовательской работы, которую ведут федеральные и региональные учреждения культуры Петербурга.
«Мы пригласили коллег из самых разных учреждений культуры, чтобы они рассказали, какая работа ведется. А она ведется, просто о ней, к сожалению, мало известно», - поделилась Юлия Кантор с журналистами перед мероприятием, поблагодарила Светлану Агапитову за воспринятый «импульс» и выразила надежду, что при поддержке Уполномоченного отдельные блокадные проекты удастся объединить на едином информационном ресурсе.
Правозащитница, в свою очередь, сообщила о своей готовности быть посредником в диалоге инициаторов создания единой электронной базы Ленинградской блокады (карты памяти) и органов власти. «Такой портал мог бы стать гордостью города», - сказала Светлана Агапитова приглашенным на круглый стол представителям СМИ, отметив важность того, что учреждения культуры Петербурга продолжают исследовать блокадный период своей работы и находят ранее не известные материалы и свидетельства.
Результаты этой исследовательской деятельности как раз и презентовали на встрече в Бетховенском фойе филармонии. Об уже реализованных и только разрабатываемых проектах по сохранению памяти о блокадной жизни учреждений культуры Ленинграда и их сотрудников рассказали представители Петербургской филармонии, Государственного Эрмитажа, Мариинского театра, Российской национальной библиотеки и киноконцерна «Ленфильм». В дискуссии участвовали руководители, научные сотрудники и специалисты Центрального государственного архива литературы и искусства, Государственного Музея обороны и блокады Ленинграда, Санкт-Петербургского государственного университета, а также члены общественных организаций жителей блокадного Ленинграда.
Юлия Кантор и ее коллега – заместитель художественного руководителя филармонии Евгений Петровский на правах хозяев представили свои проекты - историко-музыкальные (в частности, «Седьмая симфония. Партитура памяти», «Слушай, Ленинград. Музыка в осажденном городе»), историко-реставрационные (в частности, проект «Военная летопись филармонии», включающий реставрацию афиш военного времени), лекции и выставки. Одну из выставок - «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика» участники круглого стола смогли посетить сразу после его завершения. На ней представлена в том числе серия блокадных рисунков художника, который всю войну провел в Ленинграде. Особенно значимы работы Траугота, выполненные специально для выставки, которая посвящена 50-летию присвоения Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича. На выставке также экспонируются нотные издания с автографами и авторскими пометками Шостаковича из фондов Музыкальной библиотеки Филармонии.
Об исследованиях блокадной жизни Эрмитажа рассказала на круглом столе старший научный сотрудник музея Анна Конивец, представив два из пяти томов издания «250 историй про Эрмитаж», посвященные людям, событиям и вещам во время двух великих войн XX века. Больше всего в них блокадных воспоминаний и уникальных документальных «свидетельств эрмитажников» (писем и дневников), многие из которых были найдены нынешними сотрудниками буквально в ящиках рабочих столов старших коллег.
Анна Валентиновна также обратила внимание на виртуальный проект «Эрмитаж в годы войны» на сайте музея. Здесь можно узнать об эвакуации в Свердловск, о «Ранах Эрмитажа», о возвращении экспонатов, о выставке 1944 года, посмотреть работы блокадных художников.
Заведующая издательским отделом Мариинского театра Анна Петрова рассказала о том, что удалось узнать исследователям о работе артистов и сотрудников в блокадном Ленинграде и Молотове, куда была эвакуирована труппа, о концертных бригадах и том, чем грозил «прогул репетиции» – уголовной ответственностью… «А ведь у людей зачастую просто не было сил, чтобы дойти до театра», - подчеркнула Анна Валериевна и рассказала одну такую историю, после разбирательства в суде завершившуюся благополучно для «провинившейся» артистки.
Цель исследователей – восстановить имена всех сотрудников, выступавших на сцене Кировского театра в годы войны. В фойе висит мемориальная доска с именами 11 погибших во время блокады артистов. «Нам известны имена уже более чем 230-ти, - говорит Анна Петрова. – И это только в Ленинграде, без эвакуации. Мы хотим найти всех… И наша выставка на сайте Мариинского театра – открытый и постоянно пополняемый проект».
О проектах, посвященных блокадной жизни Ленфильма в городе и эвакуации, рассказала начальник отдела по связям с общественностью киноконцерна Ольга Аграфенина. Для многих участников стало открытием, что павильоны киностудии после эвакуации старейшей киностудии страны в Алма-Ату использовались для изготовления «элементов 32» (это засекреченное обозначение частей гранат). Ольга Витальевна также говорила о важности сохранения имен погибших в годы войны и блокады ленинградских кинематографистов - в книге памяти Ленфильма сейчас 352 имени, об оцифрованных лентах военного времени («Воздушный извозчик», «Актриса», «Небесный тихоход») и фильмах о войне («Дорогой мой человек», «Балтийское небо», «Женя, Женечка и катюша», «Блокада», «Торпедоносцы», «Проверка на дорогах»), вошедших в «золотой фонд» студии – их теперь можно увидеть в хорошем качестве и бесплатно на стриминговых платформах. Проводятся экскурсии по экспозиции «Ленфильм. Война в кино».
Заведующая информационно-библиографическим отделом Российской национальной библиотеки Надежда Веденяпина рассказала о своих предшественниках, переживших войну и навсегда оставшихся в блокадном Ленинграде. Из 420 сотрудников погибли 158.
Библиотека обладает уникальным архивом всех материалов, которые печатались в блокадном Ленинграде (от газет до этикеток для уксуса). Надежда Игоревна призвала участников круглого стола подключаться в двум большим виртуальным проектам РНБ.
Первый онлайн-проект «Свидетели подвига Ленинграда» (создан к 80-летию полного освобождения города от блокады). В проекте представлено около 500 печатных документов и фотографий, изданных в осажденном городе. Многие сохранились в единичных экземплярах. Это документы, связанные с созданием народного ополчения, эвакуацией, работой промышленных предприятий, научных и культурных учреждений, обеспечением продуктами, врачебной помощью, жизнью детей, военными действиями на Ленинградском и Волховском фронтах, подвигами ленинградских партизан, прорывом и снятием блокады.
Еще один масштабный историко-просветительский цифровой проект на сайте библиотеки «Год Победы. День за днём» создан к 80-летию Великой Победы.
На протяжении всего 2025 года на странице проекта публикуются новые материалы из фондов РНБ, посвященные ключевым событиям 1945 года и темам, которые волновали каждого. РНБ предлагает читателям прожить весь победный год вместе, стать свидетелями Дня Победы 9 мая, Дня победы над Японией 3 сентября, увидеть возвращение первых демобилизованных солдат и встретить первый мирный 1946 год. Проект включает все виды материалов: газетные публикации, плакаты, карты, открытки и фотографии, листовки и книги. Для проекта оцифровано более 1000 документов.
«Наша библиотека хранит память обо всех ленинградцах, отмеченных в СМИ военного времени, сколько людей могут у нас найти упоминания о своих родных!» - сказала Надежда Веденяпина, назвав собранный отделом комплектования РНБ архив печатной продукции военного периода «Центром сохранения памяти о блокаде и ВОВ».
Об оцифровке документов говорил в рамках дискуссии и заместитель директора Центрального Государственного архива литературы и искусства Борис Илларионов. Он отметил, что благодаря этой работе в электронном виде доступна информация обо всех награжденных медалью «За оборону Ленинграда».
«В открытом доступе еще, к сожалению, не вся эта информация, большая часть пока только отсканирована», - уточнил специалист цифрового отдела Института истории обороны и блокады Ленинграда Андрей Рыбачек.
Заместитель заведующего кафедрой музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ Антонина Никонова рассказала собравшимся о созданном вместе со студентами проекте «Пространство университета в годы блокады» (с ним можно познакомиться на сайте вуза).
Антонина Александровна поблагодарила всех выступавших за проделанную работу, подчеркнув, что теперь она должна стать видимой для большинства жителей Петербурга и приезжих. Для чего не только в виртуальном пространстве, но и в городской среде нужны «блокадные метки». С ней согласилось большинство участвовавших в круглом столе блокадников.
«Давайте будем вместе двигаться в этом направлении, объединяя усилия и ставя метки, - подытожила Светлана Агапитова и пообещала обсудить перспективы создания единого портала с профильным вице-губернатором Борисом Пиотровским. – Уже есть сайт «Блокадный архипелаг», где, по задумке его инициаторов, должна быть размещена информация обо всех памятных местах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанных с историей осады города в годы Великой Отечественной войны, но пока там ничего нет. Курировать эту работу поручили Музею обороны и блокады Ленинграда.
У нас с коллегами остается еще много вопросов. Как сделать, чтобы память оставалась живой, как хранить и транслировать эту память сегодня, реальна ли организация единой электронной платформы о блокаде Ленинграда? Кто может взять на себя такую гигантскую проектную работу, а также систематизацию уже запущенных блокадных интернет-проектов? Будем продолжать обсуждать эти вопросы с экспертами и представителями власти».