Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Дело Арбузовых

13 октября 2023

Старожилы аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге хорошо помнят фамилию Арбузовы. Потому что это семья вынужденных переселенцев из Чечни, которым они пытались помочь решить квартирный вопрос с момента вступления в должность в 2007-м году первого Уполномоченного, но каждый раз что-то шло не так. В сущности, по обращениям Арбузовых можно проследить развитие петербургского института государственной правозащиты. В защиту их прав выступал каждый их четырех избранных петербургским парламентом уполномоченных: и Игорь Михайлов, и Алексей Козырев, и Александр Шишлов, а теперь и Светлана Агапитова. Причем к ее правовой позиции о недопустимости выселения семьи из единственного жилья якобы из-за утраты статуса вынужденных переселенцев в конце сентября этого года прислушался Третий кассационный суд. Но у Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Петербургу и Ленинградской области с Арбузовыми свои счеты. Поэтому эта, мягко говоря, затянувшаяся и неравная тяжба скорее всего продолжится в Верховном Суде. Кого в ней поддержит Уполномоченный, уточнять не требуется.

Arbuzov_1.jpg

Три поколения семьи Арбузовых

В конце 2007 – начале 2008 годов юристы только еще формирующегося аппарата Уполномоченного по правам человека в Петербурге познакомились с инициативной группой вынужденных переселенцев из Чеченской Республики. Среди активистов была Людмила Ивановна Арбузова и ее дочь Алла с сыном Александром. Обращались переселенцы по различным поводам, но главной их проблемой, конечно же, был нерешенный квартирный вопрос. А с решением все было сложно.

Советник Уполномоченного Константин Шарыгин впервые встретил Аллу Арбузову в 2014 году на собрании Общества вынужденных переселенцев из Чечни. А когда в 2019 году Управление по вопросам миграции ГУ МВД отказало ее семье в продлении статуса вынужденных переселенцев (на основании полученной в 1998 году денежной компенсации за утраченное жилье) начал активно помогать семье в его восстановлении.

Потому что без этого статуса, по логике миграционных органов, жилье из фонда для вынужденных переселенцев, предоставленное Арбузовым в 1997 году, им не положено. Следовательно, семье, которая уже увеличилась до пяти человек (у Аллы появились еще две дочери 2005-го и 2014-го года рождения), грозило выселение на улицу. Добровольно покидать единственное жилье Арбузовы не стали и, заручившись поддержкой Уполномоченного, обратились в Приморский районный суд.

Константин Шарыгин, представлявший в суде позицию Уполномоченного, настаивал, что внесенные в 2015 году изменения в закон «О вынужденных переселенцах» об отказе в продлении этого статуса в связи с получением денежной компенсации за утраченное жилье не могут быть применены к правоотношениям 1997-1999 годов. Юрист аппарата Уполномоченного утверждал, что закон обратной силы не имеет и что в 1998 году семья получила не компенсацию, а социальную выплату, так как она не соответствовала стоимости утраченного жилья.

В октябре 2019 года Приморский районный суд с этими доводами согласился, а Санкт-Петербургский городской суд, рассмотрев апелляционную жалобу УВМ ГУ МВД, решение отменил.

Кассационная жалоба Арбузовых осталась без удовлетворения, после чего в Приморский районный суд поступил иск УВМ ГУ МВД о признании членов семьи утратившими право пользования жилым помещением и выселении. И суд первой инстанции его удовлетворил.

Однако Арбузовы не сдаются. Они обратились за помощью к адвокату Ольге Цейтлиной, а та, в свою очередь, решила заручиться поддержкой нового Уполномоченного по правам человека в Петербурге Светланы Агапитовой.

В аппарате Уполномоченного вновь провели подробный анализ ситуации, в которой оказалась семья Арбузовых. В результате была выработана правовая позиция Уполномоченного (готовил этот документ опять же Константин Шарыгин) и новая стратегия защиты (Ольге Цейтлиной помогал вести дело Антон Голубев).

Государственные правозащитники продолжали настаивать, что полученная Арбузовыми компенсация не соответствовала стоимости утраченного жилья (со ссылкой на решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2002 года, признающее незаконным и недействующим пункт 19 «Порядка выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 года №510).

От Петростата были получены данные о стоимости жилья в 1998 году, когда Арбузовы получили компенсацию (112 млн неденоминированных рублей, на которые они могли приобрести от 10 до 32 кв.метров жилого помещения, что не соответствовало норме обеспеченности в размере 18 кв.метров на каждого члена семьи).

Кроме того, адвокаты обратили внимание, что Приморский районный суд, принимая решение о выселении, проигнорировал права родившихся в спорном жилье несовершеннолетних детей и не привлек их к участию в процессе.

Арбузовы подали жалобу в Санкт-Петербургский городской суд, который, рассмотрев дело по правилам первой инстанции (и, как заметили защитники, «правильно применив нормы материального права»), отменил решение о выселении. В этот раз в суде защиту Арбузовых поддержали не только Уполномоченный по правам человека, но и прокурор.

Из материалов дела Санкт-Петербургский городской суд усмотрел, что Арбузовы «до настоящего времени не обустроены, полученная ими компенсация не соответствует стоимости утраченного жилья и не дает возможности приобрести другое жилье по месту нового проживания».

Третий кассационный суд также согласился с доводами правозащитников и отказал в удовлетворении исковых требований УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к семье Арбузовых.

«Хочется, чтобы решение Третьего кассационного суда стало уже точкой в этом деле, - комментирует ситуацию Светлана Агапитова. – Но у Управления по вопросам миграции ГУ МВД еще сохраняется возможность обратиться с жалобой в Верховный Суд. Если так случится, будем поддерживать адвокатов семьи в отстаивании позиции о недопустимости выселения. Ну и еще надо решить вопрос с регистрацией Арбузовых. У них даже прописаться в предоставленном четверть века назад жилье не получилось. Будем думать, как помочь».



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00