Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

«Невероятно, но факт», или Как петербуржец ошибку пристава за сутки на Госуслугах исправил

06 февраля 2024

В минувшем году количество жалоб Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой на работу судебных приставов снизилось почти вдвое и составило 4 % от общего числа обращений. Этому во многом способствовало конструктивное сотрудничество Уполномоченного и регионального управления ФССП в рамках заключенного прошлой весной Соглашения о взаимодействии. Ну и, конечно, совершенствование федерального законодательства об исполнительном судопроизводстве и правоприменительной практики.

Однако те действия приставов, на которые люди продолжают жаловаться юристам аппарата Уполномоченного, иногда вызывают искреннее недоумение. Как говорится, «человеческий фактор», т.е. принятие ошибочных или алогичных решений. Но даже в подобных ситуациях есть повод для оптимизма. Ошибки сотрудников ФССП теперь оперативно устраняют боты Госуслуг, в чем на днях с удивлением убедился петербуржец Григорий Д.

Но для начала вернемся к позитивным изменениям, которые привели к снижению количества жалоб Уполномоченному по правам человека. Это прежде всего значительное уменьшение ошибочных ограничений регистрационных действий, блокировок счетов и принудительных взысканий с полных тезок или «двойников» должников.

Теперь для подачи искового заявления о взыскании требуются сведения для дополнительной идентификации ответчика (в частности, СНИЛС). Эти данные также указываются в исполнительных документах, что не позволяет блокировать счета ни в чем не виновных полных тезок должников.

О том, как всего несколько лет назад трудно и долго было доказывать, «что ты не верблюд» (точнее не должник), для прекращения принудительных взысканий за неуплату алиментов на совершенно посторонних детей, Григорий Д. рассказал в приемной Уполномоченного на Суворовском проспекте. Начал, можно сказать, очень издалека. Что, мол, сам многодетный отец, а его с каким-то злостным неплательщиком алиментов из другого региона перепутали, а потом он еще полгода доказывал, что вообще ни причем. Далеко не с первого раза получилось, но сколько на это ушло нервов и времени…

«А сейчас в чем Ваш вопрос?» - поинтересовался специалист аппарата Уполномоченного, догадавшись, что Григорий пришел на прием не для того, чтобы поделиться благополучно завершившимися злоключениями.

«Говорят, что дважды в одну воронку снаряд не попадает, но в моем случае – это не так», - констатировал посетитель и поведал, что вновь стал жертвой ошибки судебных приставов. Причем перепутали его вовсе не с тезкой. Должником был даже не мужчина, а женщина – с другой фамилией и, как нетрудно догадаться, именем.

Казалось бы, общего у Григория Д. и Елены Т. не было ничего. Во всяком случае, в паспортных данных. Но оказалось, что общее у них «прошлое» Елены. Девушка (сама, кстати, полная тезка популярной в недавнем прошлом певицы) была первой владелицей автомобиля, четвертым счастливым обладателем которого в 2018 году стал Григорий.

В конце января Григорий решил продать машину, нашел покупателя и… Тут выяснилось, что еще в 2020 году на регистрационные действия с его транспортным средством в Госавтоинспекции судебным приставом наложены ограничения. Причина исполнительное производство в отношении Елены Т., возбужденное в 2019 году.

«Ничего, что эта Елена в 2013 году машину продала, что я ее в 2018-м году купил у юридического лица!» - недоумевал Григорий. Петербуржец попросил содействия Уполномоченного в ускорении процесса исправления ошибки пристава, так как предыдущий его самостоятельный опыт доказывания, что «он не верблюд», был не совсем удачным и, главное, длительным. Продажа машины была вынужденной мерой – срочно требовались деньги. А тут тезка певицы со своими долгами…

Выслушав обе истории Григория, сотрудник аппарата Уполномоченного попросил его открыть на телефоне приложение Госуслуги и показал, на какую кнопку нужно нажать, чтобы сообщить о том, что на нем числится чужой долг (в разделе «Услуги»: Штрафы/налоги/подача заявления, ходатайства, отвода, объяснения или жалобы).

06022024_photo.jpg

Петербуржец оформил жалобу прямо в приемной Уполномоченного, а через два дня отчитался о том, как бот Госуслуг оперативно исправил ошибку живого сотрудника Управления ФССП по Санкт-Петербургу.

«Спасибо Вам, я изначально не верил, что так быстро все будет, - сообщил Григорий. - Через день после подачи жалобы мне ответили, что ошибка устранена и в течение еще трех дней сведения автоматически обновятся в базе Госавтоинспекции. Но обновились они вообще на следующий день. Прогресс не стоит на месте!»



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00