Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Конвойные помещения: посадка-высадка в экстремальных условиях и нехватка площадей

03 декабря 2024

Если в центре города на узком тротуаре громоздится автозак, то, скорее всего – рядом здание суда. Такую картину можно регулярно наблюдать, например, на Караванной или Почтамтской улице. Продолжая осмотры конвойных помещений, Светлана Агапитова посетила Октябрьский и Куйбышевский суды. Оба размещаются в исторических зданиях, и от этого все их сложности, которые и наблюдала петербургский Уполномоченный.

Октябрьский и Куйбышевский суды – своеобразная историческая веха, сохранившая память об изменении административного деления в нашем городе. Они унаследовали и сохранили имена районов, существовавших ранее…

«Челночная» технология и конструкция повышенной надежности

Зданию, в котором расположен Октябрьский районный суд, около 150 лет. В прошлом это был Дом телеграфного ведомства, а с середины 60-х годов прошлого столетия здесь разместился Народный суд Октябрьского района…

Естественно, здание представляет историческую ценность со всеми вытекающими для организации работы современного органа правосудия неудобствами. А именно: любые ремонтные работы требуют долгих и мучительных согласований, кондиционеры используются напольные, коридоры узкие, помещений не хватает. При этом, нагрузка на суд немаленькая. Здесь продлевает меру пресечения Главное следственное управление Следственного комитета России по Санкт-Петербургу, а также рассматриваются иски в отношении органов власти. К примеру, претензии о том, можно ли находиться в городском парламенте без галстука – поступали именно сюда.

И тем не менее, место для проведения слушаний с присяжными заседателями нашлось – скромненько, без размаха, но есть. Правда и заседаний таких проходит не более одного в год. Зато системами видеоконференцсвязи, которые установлены в двух залах, пользуются часто. Отметила Светлана Агапитова и наличие современных защитных экранов, отделяющих скамью подсудимых.

В настоящее время из 17 предусмотренных судей, работают 16. Условия труда помощников и секретарей, с учетом тотального дефицита площадей – спартанские – работать приходится в общем зале.

Еще одна особенность старинного здания – очень высокие потолки. И тут ее постарались использовать. В некоторых совещательных комнатах небольшой уголок отдыха сделан на «антресолях». Где еще встретишь такую экзотику?

В блоке конвойных помещений – четыре камеры. Места, как и везде – очень мало. Сотрудники конвойной службы рассказали, что, когда подстражных слишком много, приходится использовать ресурсы Смольнинского суда. Туда отвозят тех, у кого заседание позже, а потом меняют с теми, у кого оно уже завершилось. Иногда машина курсирует туда-обратно целый день. Такая вот «челночная» технология в стесненных условиях.

Эту «карусель» осложняют и условия посадки-высадки. Было бы наивно рассчитывать в центре города на наличие положенного шлюза, но здесь нет даже отдельного двора. Автозак попросту въезжает на тротуар и встает поближе к двери – это максимальное «противопобеговое средство», доступное в данном суде. Все эти маневры петербургский Уполномоченный наблюдала лично.

Условия в блоке конвойных помещений комфортом не отличаются. «Шуба» на стенах камер, тусклый свет, отсутствие столиков для приема пищи. В санузле – чаша Генуя, причем, как уверяют старожилы – аж с 60-х годов прошлого столетия. Впрочем, справочная информация подчеркивает простоту и надежность конструкции, а также говорит о том, что наличие этого элемента сантехники «позволяет общественному туалету работать в условиях постоянного вандализма». Те, кто бывал в конвойных помещениях, смогут подтвердить достоверность этой характеристики, но, может быть, все же пора заменить этот образчик надежности чем-то более современным?

20 лет без ремонта, но с надеждой на расширение…

Куйбышевский суд размещается в чуть более молодом здании, на Караванной улице – ему всего 110 лет. Правосудие обосновалось здесь также с середины 60-х годов. Правда за столетие до этого, в одной из квартир проживал известный юрист, судья, литератор, государственный деятель и судебный оратор Анатолий Кони. Так что, можно сказать о том, что здание хранит некоторую правовую наследственность...

Однако для современного правосудия места уже не хватает, учитывая, что это один из самых загруженных судов. В его подсудности находятся как органы власти, так и Главное следственное управление ГУ МВД региона. Сейчас тут работают 16 судей из положенных 18-ти.

Ремонт облагораживал внутренние интерьеры здания лишь на рубеже веков – в 1999 – 2001 годах. Перспективы получить дополнительные площади пока туманны. В разговоре с петербургским Уполномоченным председатель суда Вадим Полывяный сообщил, что предлагаемый ранее вариант не подошел по целому ряду причин, но все же выразил надежду, что этот вопрос решится. На сегодняшний же день, проблемы у Куйбышевского суда такие же, как и у других органов правосудия, размещающихся в историческом центре – дефицит места.

Конвойные машины разгружаются на тротуаре, но все же есть отдельная лестница для доставления подстражных. Для их содержания имеется пять камер. В них все тот же тусклый свет и отсутствие столиков. Разве что стенки помещений относительно чистые – их недавно красили, не дождавшись повсеместного ремонта. Ну а санузел, конечно же встречает «простой и надежной конструкцией» – видавшей виды чашей Генуя…

Подстражных в день визита Уполномоченного было всего двое, причем один уже находился в зале заседаний. Светлана Агапитова побеседовала с молодым человеком, ожидавшим очередного этапа рассмотрения. Оказалось, что он регулярно приезжает сюда уже в течение трех месяцев. Никаких жалоб к работе конвойной службы он не высказал. Из «Крестов» машина выезжает около 9 утра. Дорога обычно занимает час-полтора. Выезжают обратно не позднее 17-18 часов, в камеру попадает до 21-го. На ужин, как правило опаздывает, но если попросить соседей, то еду для него берут.

«Мне понятны проблемы со зданиями и нехваткой площадей, особенно в центре города, - говорит Светлана Агапитова. – Найти здание или построить новое здесь очень проблематично, причем не только с финансовой точки зрения. Но почему не решить вопрос с освещением в камерах – это совершенно непостижимо. И это при современном развитии технологий!

Дело в том, что безвозвратно устаревшая конструкция самого светильника такова, что, какую лампу туда не поставь – он все равно пропускает лишь малую часть и поэтому в камере постоянно полумгла. Причем, это практически во всех судах.

Та же история и со столиками. Ну ведь это не сложно, и не так затратно. Да, человек находится под стражей, но это не повод лишать его возможности поесть по-человечески и дожидаться заседания не в потемках».
Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00