Очередной объезд петербургским Уполномоченным конвойных помещений судов охватил в этот раз Невский и Фрунзенский районы. Географически они – соседи, но один имеет недавно построенный дворец правосудия, а другой обновился лишь частично. Конвойные же помещения и там, и там имеют «подвальный» вариант размещения, что, как выяснилось, накладывает особенные требования на пользование системой отведения сточных вод…
Частично обновленный
Фрунзенский район – один из тех счастливчиков, которым удалось обновиться в период активного строительства новых зданий для судов. В эти годы к старому четырехэтажному корпусу добавилась восьмиэтажная пристройка.
Новое строение, исполненное в современном стиле, существенно облегчило жизнь судейскому корпусу, но всех проблем не решил. Все-таки это довольно крупный по численности район, и здесь должны работать 28 судей с аппаратом. По мнению сотрудников, помещений все-таки не хватает, в частности – большая сложность с архивом.
Чтобы сделать все, как положено, необходим капитальный ремонт части помещений старого корпуса. А пока, например, один из залов используется в качестве архивного помещения. Кстати, в нем сохранилась мебель времен Советского Союза – кресла с вырезанными «серпастыми и молоткастыми» гербами. Самое правильное было бы оборудовать здесь мини-музей, как в Кировском районе. Но пока – увы есть более прагматичные вопросы и до сохранения исторического наследия пока не добрались.
Есть залы, оборудованные видеоконференцсвязью и, когда обстоятельства позволяют провести заседание удаленно – ими активно пользуются. А вот места для присяжных не востребованы – пока еще ни одного рассмотрения в таком формате не было.
Ограждения скамьи подсудимых сделаны уже современно – не клетки из решеток, а конструкции с ударопрочными стеклами. Для удобства коммуникации во время процесса за перегородку либо проведен микрофон стационарно, либо укрепляется на штанге. Уполномоченный обратила на это внимание, поскольку в одном из судов жаловались на то, что подсудимого не слышно.
Элементы доступной среды для граждан с ограниченными возможностями присутствуют, но не повсеместно. Чтобы войти в суд, пандус имеется, а вот пройти по переходу из старого корпуса в новый без посторонней помощи не получится.
Несмотря на то, что часть суда составляет недавно построенный корпус, посетителей не встречает богиня правосудия. Хотя, практически во всех новых постройках у главного входа есть статуя Фемиды…
Блок конвойных помещений расположен в подвале старого здания. В нем 12 камер и, по словам сотрудников конвойной службы, – этого хватает. В напряженные дни подстражных бывает около двух десятков, но обычно – меньше. Например, в день визита Уполномоченного ждали троих. Как правило, в обратный путь автозак уезжает не позже восемнадцати.
Бытовые удобства и оборудование – на стандартном среднем уровне. В камерах: тусклый свет, лавки, отсутствие столиков для приема пищи. Уровень освещенности ниже норматива более чем в 20 раз. Но это не мешает подстражным самовыражаться на стенах в разной степени художественности и в меру способностей. Было бы странно не обнаружить во Фрунзенском районе надписей, прославляющих Купчино… Стоит ли говорить, что видеонаблюдения в камерах нет – об этом красноречиво свидетельствуют стены.
Туалет оборудован антивандальной сантехникой, дополненной насосом – издержки подвального размещения. Чтобы удалить нечистоты, надо еще «догнать» их вверх, до уровня канализации. Подстражных особенно инструктируют насчет бережного обращения с этой чуткой системой – при ее поломке туалетом пользоваться невозможно.
Для сопровождения конвоируемых к залам заседаний есть отдельная лестница. Территория, где стоит автозак во время посадки и высадки закрыта для посторонних – огорожена забором с воротами.
В основе – функциональность
Суд Невского района размещается в здании 2014-го года постройки. Задачи вписываться в некий особенный архитектурный ансамбль у проектировщиков очевидно не стояло, а посему все подчиняется лишь требованиям функциональности. На заднем дворе имеется даже генератор на случай отключения централизованной подачи электроэнергии.
Несмотря на то, что это один из самых крупных по численности район, места для работы 29 судей с аппаратами вполне хватает. Залы заседаний достаточно просторные, имеют все необходимое оснащение. Скамьи подсудимых отделены конструкциями из ударопрочного стекла и оборудованы микрофонами. Есть и залы с видеоконференцсвязью.
В вестибюле у главного входа посетителей, в лучших традициях, встречает статуя Фемиды.
Как и во Фрунзенском районе, конвойные помещения размещаются в подвале или, говоря деликатнее – цоколе. Поэтому деликатное обращение с системой отвода канализационных вод тут тоже актуально.
Учитывая масштабы района, в блоке конвойных помещений 25 камер и три туалета с антивандальной сантехникой. В напряженные дни здесь бывает до 40 подстражных. Места вполне достаточно, ну а бытовые условия чем-то особенным не выделяются – тусклое освещение, нет видеонаблюдения в камерах и столиков для приема пищи. Можно отметить, что в санузлах наблюдается даже избыток площади – настенных надписей в этих помещениях Уполномоченный до сих пор не встречала. А тут есть, видимо место и время позволяет…
В залы заседаний конвоируемых доставляют по двум отдельным лестницам – по одной на каждое крыло здания. Место стоянки автозака для посадки и высадки огорожено, правда шлюза нет даже в этом, отвечающем почти всем требованиям суде.
Пообщалась Светлана Агапитова и с подстражными. Их к тому времени уже привезли, а одного даже освободили в зале суда – в конвойных помещениях он дожидался документов. Мужчина рассказал, что бывал здесь и ранее, в том числе и в старом здании. Сравнение, конечно же в пользу нынешних условий, но, в целом, это не то место, куда бы он рекомендовал попадать, имея в виду и себя.
Девушка, еще только ожидавшая заседание, жалоб не высказала. Зато выяснилось, что сухой паек изменился: галеты теперь вкуснее, а нелюбимые всеми тефтели заменила тушенка. Возможно, вступило в силу «новогоднее меню»…
«Все познается в сравнении» – эта фраза уже не раз, волей-неволей приходила мне на ум, в процессе объезда судов, - замечает Светлана Агапитова. – Разница между разными районами иногда настолько велика, что очень сложно понять – где же тут середина? И даже варианты, которые могут претендовать на лучшее, все же имеют недочеты.
Вот у Невского района по большей части все хорошо, но отсутствие такой, казалось бы, мелочи, как столик для приема пищи – как-то снижает общее впечатление. Понятно, что нехитрый сухой паек можно съесть и навесу, но это как-то не по-человечески…
Суд Фрунзенского района, я бы скорее отнесла, к той самой трудноуловимой середине. Да, тут построили новый корпус, но так ведь и старый хотелось бы привести в порядок – иначе как им пользоваться?»