Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

«Работодатель временно недоступен…»

16 мая 2023

Уже четыре года Елена Петрова* не ходит на работу. Нет, она не домохозяйка. Женщина официально трудоустроена в солидной организации. Занимает приличную должность. Но добраться до рабочего места при всем желании не может.

2019 год разделил жизнь Елены на «до» и «после». Активная, энергичная женщина получила инвалидность по общему заболеванию и пересела в инвалидное кресло. Длительный больничный, затянувшаяся реабилитация и, наконец, выход на работу. Вот только руководство к появлению Елены оказалось не готово…

Несмотря на то, что работодатель был заранее извещен о новых жизненных обстоятельствах подчиненной, никаких условий для пребывания сотрудницы в офисе не создал: «Здание без лифта. Входная лестница без опоры и пандуса, - рассказывает Елена. - А моё рабочее место находится на 3 этаже…».

Будучи специалистом по правовым вопросам, женщина углубилась в законы и регламенты. После чего подготовила подробную справку для своего начальства о том, как нужно обустраивать быт маломобильного сотрудника: о двойных поручнях на лестницах, системе вызова помощи на входной группе, правилах оборудования туалетов и мест общего пользования и т.д.

Вот только руководство стараний не оценило – вместо благодарности за проделанный анализ с отсылками к Конституции и Конвенции ООН Елена получила «санкции». У нее изъяли пропуск и запретили вход на территорию организации.

«Прошу Вас, проверьте офисное здание и мое рабочее место на наличие доступной среды», - просит заявитель Светлану Агапитову.

Проверка – прерогатива надзорных органов. Поэтому Уполномоченный по правам человека обратилась в Прокуратуру Санкт-Петербурга с просьбой разобраться в нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя.

Специалисты ведомства подтвердили, что Елена, несмотря на длительный перерыв, всё ещё значится в штатном расписании: её отсутствие документально подтверждено листками нетрудоспособности и приказами об отпуске «за свой счет».

За то время, пока женщина отсутствовала, в организации произошли серьезные перемены в лучшую сторону. На входе появилось приспособление для въезда на кресле-коляске через порог. Для Елены оборудовали отдельный кабинет на первом этаже, где имеется свободное пространство для передвижения и маневрирования. Установлен рабочий стол, оборудованы места для приема пищи и отдыха. Кабинет обеспечен стационарной телефонной связью – и даже есть возможность заказать горячее питание из столовой организации.

Факт воспрепятствования проходу Елены Петровой на территорию компании не подтвердился. Как выяснили проверяющие, женщине при трудоустройстве был выдан магнитный пропуск, у которого истек срок действия. Для продления предложено обратиться к руководству. А вот как будут складываться отношения с этим руководством после многолетней борьбы – время покажет…

«Как показывает практика трудовых споров, не все работодатели готовы взять ответственность за своих сотрудников, когда те становятся «неудобными» и доставляют дополнительные хлопоты – пусть и не по своей вине, - комментирует Светлана Агапитова. - По закону**, получив документы, подтверждающие инвалидность Елены, организация должна была провести внеплановую специальную оценку условий труда и обустроить рабочее место сотрудника. Однако прошло 4 года, прежде чем работник в инвалидном кресле получил возможность приступить к своим должностным обязанностям.

Не так давно я присутствовала на прекрасном мероприятии - Чемпионате по танцам на колясках. Как всегда, звучали красивые правильные слова о сильных людях и равных возможностях. Вместе с тем, слушая наших заявителей, понимаешь, что проблем у людей с ограничениями по здоровью, еще очень много. Нам, обществу, есть над чем работать…».

*Имя изменено

** Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О специальной оценке условий труда"


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00