Петербургский Уполномоченный провела плановый выездной прием в Исправительной колонии № 5, расположенной в поселке Металлострой. Также Светлана Агапитова побывала в жилой и промышленной зоне. Посмотрела, как работает рыбный цех, возродившийся сравнительно недавно. Заглянула Уполномоченный и в пожарную часть, где в составе расчетов тоже несут вахту заключенные…
Трудовые будни
Заполнена ИК № 5 чуть больше, чем наполовину – около 900 человек, при максимальном наполнении чуть менее 1500. Трудоустроены на производстве около 500 человек и еще 100 работают в хозобеспечении. Из неработающих далеко не все имеют инвалидность. Зачастую уклоняются от созидательного труда граждане с наркотической зависимостью. Но, как признаются сотрудники, и ценность таких работников не очень высока – они мало что могут, особенно в части ручного труда.
В один из прошлых визитов Уполномоченного цех по производству строительных блоков только набирал обороты. Теперь это полноценный участок, изготавливающий в требуемых объемах блоки для межкомнатных и межквартирных перекрытий, а также элементы вентиляционных каналов.
Вновь заработал цех по разделке, фасовке и упаковке рыбы. Ранее подобное производство тоже было, но кампания, нуждавшаяся в таких услугах, отказалась от сотрудничества. Появившийся новый заказчик предоставил оборудование и создал рабочие места. Теперь там трудятся 45 человек в шестидневном режиме.
Еще одно приложение сил и умений заключенных – производство дровяных печей. Здесь есть и сборка, и сварка, металлообработка, и окраска, и даже лазерная резка металла. Очевидно, что на таком участке требуется неукоснительное соблюдение правил безопасности, особенно противопожарной. Но на тот случай, если возгорание все же случится, на территории промзоны дежурит своя пожарная команда с двумя автомобилями-цистернами.
Несут противопожарную вахту здесь тоже заключенные. Они прошли отбор, обучение и официально трудоустроены. Основное требование к кандидатам – здоровье и физическая подготовка. Бойцы пожарной команды регулярно проходят тренинги и сдают нормативы. Чтобы поддерживать и совершенствовать навыки, проводятся практические учения. Один из бойцов пожарного расчета, дежурившего в эти сутки, с готовностью продемонстрировал петербургскому Уполномоченному облачение в специальное обмундирование за положенные 30 секунд.
Споры об освобождении по болезни и зачете срока
Как и на всех приемах в учреждениях системы исполнения наказаний, медицинские проблемы поднимались и в ИК № 5. Но на этот раз лишь в единственном аспекте – применение Постановления Правительства РФ N 54 (от 6 февраля 2004 г.). Или точнее – неправильного, по мнению обращавшихся, его применении. Этот документ утверждает правила медицинского освидетельствования осужденных, ходатайствующих об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью, и сам перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. Соответствующее решение выносит суд на основании заключения медицинской комиссии. Естественно, что и опротестовать этот вердикт можно только в установленном законом порядке, и Уполномоченный в данном вопросе никак поучаствовать не сможет. К тому же, у всех обратившихся с этой проблемой поданы апелляционные жалобы.
Претензии к судебным органам высказали еще два заключенных. Они не согласны с тем, как им зачли в срок отбывания наказания досудебный период, когда к ним применялись ограничения. Жалобы в суд уже поданы, однако заключенным рекомендовали обратиться в спецчасть колонии, чтобы специалисты помогли разобраться – насколько претензии обоснованы.
«Бездетный холостяк» с гражданской женой и 4-мя детьми
Гражданин Молдавии, отбывающий наказание, желает остаться в Санкт-Петербурге после окончания срока. Однако, в приговоре отражена «нежелательность пребывания» на территории РФ. Это значит, что после освобождения он будет принудительно отправлен по месту гражданства с запретом на въезд в нашу страну. В защиту своего желания мужчина сообщил, что у него здесь жена и четверо детей. Такие аргументы, конечно, могут служить основанием для пересмотра решения о «нежелательности». Но… когда стали интересоваться некоторыми подробностями, выяснилось: брак не зарегистрирован, а в свидетельства о рождении детей он не вписан. Юридически это «бездетный холостяк», и пока сохраняется этот статус, оснований остаться в России у него нет.
Ветеран без статуса
Еще один заключенный сообщил, что в 2022 – 2023 годах учувствовал в СВО в составе подразделения, называвшегося частной военной кампанией. Выполнив все условия контракта, вернулся домой и через некоторое время совершил преступление, за которое сейчас и отбывает наказание. Будучи на свободе, он начал процедуру оформления статуса «Ветеран боевых действий», но документ получить не успел – оказался под стражей. Попросил своего брата выяснить чем завершился данный процесс. Тот сообщил, что из-за новой судимости начатый процесс «обнулился»… Как теперь подтвердить свой статус, заключенный не знает. Специалисты аппарата Уполномоченного взяли все данные и копии документов, имеющиеся у молодого человека, чтобы выяснить как дела обстоят на самом деле.
«Ситуация с ветераном боевых действий уже прояснилась, - говорит Светлана Агапитова. – Оказалось, что статус у мужчины уже есть, а удостоверение оформлено и лежит в офисе фонда «Защитники Отечества». Документ привезут в колонию. Конечно, важен сам факт, что он признан ветераном, и никаких проблем тут нет, и человеку не нужно об этом волноваться.
Выездные приемы тем и хороши, что некоторые проблемы существуют только из-за отсутствия информации и невозможности заключенному самому навести справки. Или что-то произошло по недоразумению, и тогда тоже все решается иногда даже в ходе приема.
Конечно, бывают и нестандартные ситуации, которые требуют изучения, проработки и официальной переписки, иногда достаточно длительной.
Заодно мы смотрим, что меняется в учреждениях системы исполнения наказания, выясняем какие проблемы есть у самих сотрудников».